Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, ж, ч, щ)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Белохвостова Ксения Сергеевна

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_2.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики  для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

2. «Гармошка»        

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

Презентация "Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков"...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках...

Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для шипящих звуков).

В своей работе я использую артикуляционную гимнастику.Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенк...

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке шипящих звуков....

Комплексы артикуляционной гимнастики для свистящих (С, З, Ц), шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) и сонорных звуков (Л, Р)

Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышц...