Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rr.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Задачи:
Обучающие:
- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
Развивающие:
- продолжать развивать речь как средство общения;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
-обогащать речь прилагательными;
-совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитывающие:
- формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход НОД.
1.Организационно-побудительный этап.
Отгадайте загадку:
«По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По горам и по тропинкам,
Уложила я тропинки,
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
Кто же я?»
Д.: Зимушка – зима.
Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:
- Какое сейчас время года? ( Зима. )
- Назовите зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).
- Что происходит в природе зимой?
Д.: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице бывает морозно. Иногда выпадает снег.
- Да, у нас в Крыму зимы, по сравнению с другими регионами России, довольно тёплые. Снег бывает, но редко и не долго. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Это связано с тем, что зимой Черное море играет роль "большой грелки", жарким летом оно хорошо прогревается и согревает воздух в зимнюю пору, делая климат Крыма зимой теплым.
- А что надевают люди зимой? ( Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).
- Как живется зверям и птицам зимой? ( Трудно).
- С чем это связано? (Мало корма, холодно).
- Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)
- Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.
- Молодцы!
2. Основная часть.
- Ребята, предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте.
Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…
Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .
Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится… .
Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий….
Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Зима какая? - Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….
- Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины “? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.
Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)
- Как можно назвать картину?
– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).
- Какая погода стояла в тот зимний день?
- Как вы определили, что день теплый и солнечный?
Рассказ воспитателя:
«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»
(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)
- Давайте рассмотрим, что происходит на горке?
Обращаю внимание ребят на снеговика.
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?
(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).
- Ребята, какой снеговик получился?
(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).
Физкминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую).
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков).
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой).
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь).
Вот такой (показывают величину кома меньше).
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) .
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком).
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо).
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху),
Шагает наш снеговичок,
Нос морковку задирает (активный вдох через нос),
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом).
Продолжаю беседу:
- Что делает мама ребенка?
(Мама везет маленького ребенка на санках).
- А кто рядом бежит?
( Рядом бежит собака).
- Куда собрались старшие дети?
(Они собрались кататься на лыжах).
- Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?
(С красной грудкой – снегири).
- Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.
Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины:
1. Катание с горки.
2. У снеговика.
3. Около кормушки для птиц.
Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.
Образец:
«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.
Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды калины, боярышника принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».
- Ребята, послушайте стихотворение С. Черного «Волк» о зимних забавах:
Вся деревня спит в снегу,
Ни гугу.
Месяц скрылся на ночлег,
Вьется снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат —
Едем в ряд!
Кто — в запряжке, кто — седок,
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз.
До берез.
Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!»
Стали санки, хохот смолк,—
«Братцы, волк!..»
Ух, как брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда —
Кто куда.
Где же волк? Да это пес —
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!»
- Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой:
Пришел Яшка —
Белая рубашка,
Где он пробегает —
Ковром устилает.
(Снег).
Итог.
- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности, Фатхуллиной Альфии Мухамадеевны , воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 "Мишу...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...
Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения"
Занятие разработано в соответствии с ФГОС....
обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения"
Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображения); воспитывать умение составлять логичны...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.Задачи:1. Образовательные:- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;- учить расск...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Цель: развивать умение детей составлять простые распространенны...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»
Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять...