Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»
консультация по развитию речи

juliagolova
Основные советы и рекомендации для помощи своему ребенку в развитии речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Их цель — сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть.

Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: "Что нарисовано на картинке? ", "Как можно назвать их одним словом? ", "Где растут фрукты? ", "Что можно сделать из фруктов? " После беседы объяснить: "Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки".

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например:

"Чудесный мешочек". В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.

"Что из чего сделано?". Взрослый говорит ребёнку: " В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

"Кто как работает?". Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель?

(строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.

"Правильно ли я сказал?". Взрослый говорит ребёнку: "Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц". Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.

"Скажи наоборот". Взрослый говорит: "Я вижу высокое дерево", а ребёнок должен сказать наоборот: "Я вижу низкое дерево". "У меня мало игрушек" ("У меня много игрушек") и т. д.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи различные потешки, пословицы, поговорки, загадки.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

Рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз- конфету, игрушку, книжку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения ("золотые руки", "каменное сердце"). В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами "хорошая", "красивая" дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: "Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе — котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют.

Таким же образом можно познакомить ребёнка с холодильником, утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Ребёнку будет интересно.

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6-м году её уже недостаточно и ребёнок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется монологической речью.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

рекомендации для родителей по развитию речи детей в средней группе:

  1. Чтение вслух: Регулярно читайте ребенку книги, подходящие его возрасту. Обсуждайте сюжет, задавайте вопросы и просите ребенка предсказать, что будет дальше.
  2. Разговоры: Ведите с ребенком беседы, интересуйтесь его мнением, чувствами и мыслями. Это помогает развивать словарный запас и умение строить предложения.
  3. Игры на развитие речи: Используйте обучающие игры, такие как "Кто живет в лесу?" или "Что мы едим на завтрак?", чтобы стимулировать речевое развитие.
  4. Повторение и расширение: Когда ребенок что-то говорит, повторите его фразу и добавьте что-то новое, чтобы показать более сложные структуры языка.
  5. Поощрение самостоятельной речи: Побуждайте ребенка рассказывать о своем дне, описывать предметы, выражать свои желания и чувства.
  6. Пение песен и стихов: Пение и заучивание стихов помогает детям улучшить произношение и ритм речи.
  7. Ролевые игры: Играйте вместе в "магазин", "врача", "учителя", где ребенок может практиковать различные формы диалога и обогащать словарный запас.
  8. Использование технологий: Образовательные приложения и программы могут быть полезны, но их использование должно быть ограничено и контролируемо.
  9. Создание рассказов: Попросите ребенка придумать и рассказать свою собственную историю, это развивает творческое мышление и умение выражать свои мысли.
  10. Обратная связь: Поощряйте ребенка, отмечайте его успехи в речи, но делайте это тактично, чтобы не создавать давление.

Помните, что каждый ребенок развивается индивидуально, и важно поддерживать его интерес и удовольствие от процесса обучения. Если у вас есть опасения по поводу развития речи вашего ребенка, рекомендуется обратиться к специалисту-логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»...

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»    ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно реч...

Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родны...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обыч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процес...