Использование технологии «Кроссенс» в речевом развитии дошкольников
материал по развитию речи

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Кроссенс - это набор картинок. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossens_-_kopiya.docx63.25 КБ
Файл krossens.docx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Кроссенс» в речевом развитии дошкольников

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Кроссенс - это набор картинок. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу.

Суть метода. Нужно разгадать кроссенс, т.е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Кроссенс рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате, Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.

Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.

Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать кроссенс, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

При создании кроссенс можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1.Определяем тематику (общую идею).

2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3.Находим связь между элементами.

4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».

5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе.

6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

8. Построение ассоциативной связи.

9.Выход на новый уровень.

Применение кроссенса разнообразно:

• при формулировке темы и цели занятия;

• при изучении нового материала;

• при закреплении и обобщении изученного материала;

• в индивидуальной работе;

• в качестве творческого домашнего задания.

Работа с интерактивным кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Технология «Кроссенс» позволяет:

-упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- развивать зрительное восприятие;

-учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

-учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

- развивать смекалку, тренировать внимание.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1. Определяем тему

2. Выделяем 9 элементов (картинок)

3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность

4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5. Подобрать изображения

Читать кроссенс можно одним из следующих способов: сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Методическая разработка: «Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников»

Методическая разработка: «Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...

Мастер - класс "Использование технологии кроссенс в речевом развитии детей с ОВЗ"

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи не перестает быть актуальной и значимой. Результаты обследования показывают, что, к сожалению, многие дети не владеют навыками связной речи в достаточ...

Использование технологии КРОССЕНС в речевом развитии детей дошкольников

Использование технологии  КРОССЕНС в речевом развитии  детей дошкольников. В настоящее время неотъемлемой частью педагогической деятельности является умение творчески решать возникающие повс...