Зимние забавы на Руси
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с зимними забавами на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zima.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Зимние забавы на Руси».
Цель: познакомить детей с зимними забавами на Руси.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о зимних видах спорта и развлечениях; активизировать словарный запас.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме.
- Закреплять умение рассказывать с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности, высказывая собственное мнение.
Развивающие:
- Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание
- Развивать выразительность речи, воображение, логическое мышление
- Развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русским народным традициям и культуре, эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
- Формировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, поощрение.
Материал: игрушка Снеговик, картина «Зимние забавы», атрибуты к подвижной игре «Снежки», опорные картинки, макет зимнего пейзажа, народные игрушки.
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
(дети стоят полукругом возле воспитателя, у воспитателя в руках народная игрушка - колокольчик) | |||
воспитатель | Здравствуйте, ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами. Я вам напомню - зовут меня Юлия Игоревна. | ||
воспитатель использование народной игрушки колокольчика | По дорожке к вам я шла. Колокольчик я нашла Динь-дзинь-дон Динь-дзинь-дон, Ах, какой хрустальный звон! Кому колокольчик споет, Тот свое имя назовет | ||
(проводится игра «Назови свое имя» на развитие слухового внимания и установление психологического контакта) | |||
воспитатель | Ребята, а сейчас послушайте внимательно…… | ||
(звучит аудиозапись вьюги, хруст снега, воспитатель читает загадку) | |||
воспитатель | Что за звуки за окном? Может это гремит гром? Может это дождь весенний? Или листопад осенний? Что за странный шум природы? Что это за время года? | ||
ответы детей | зима…… | ||
воспитатель | как вы догадались? | ||
ответы детей | мы услышали вьюгу, ветер, хруст снега….. | ||
воспитатель | правильно, молодцы, а какие признаки зимы вы еще можете назвать? | ||
ответы детей | зимой все покрыто снегом, холодно, реки покрыты льдом, нет зеленых листьев, снег часто идет, дети катаются на санках, на лыжах, играют в снежки ….. | ||
воспитатель использование народной игрушки | Какие вы молодцы… Посмотрите, какую интересную игрушку я вам принесла…. Я буду задавать вам вопросы, если вы ответите правильно, снеговик будет улыбаться, вот так …если ответите не верно, снеговик загрустит – вот так…. Поиграем? (плоскостной снеговик….. переворачивается…) | ||
воспитатель | Ребята, вы правильно сказали, зимой много снега, а если много снега, то, как можно назвать такую зиму? | ||
ответы детей | снежная… | ||
а если на улице сильный мороз, то какая зима? | |||
морозная… | |||
если на улице сильный ветер, то какая пагода? | |||
ветреная.. | |||
если зимой днем светит яркое солнце, то, как можно назвать такой денек? | |||
солнечный…… | |||
Если снег под ногами хрустит, как про него можно сказать | |||
хрустящий… | |||
Как вы думаете, о чем говорят люди, когда произносят: - ударили ….. (морозы) - замерзли…. (реки) - метут…. (метели) - хрустит….. (снег) - блестит…. (лед, снег). - ледяные (реки, озера, сосульки, горки) - зимние (деньки, ночи, месяцы, морозы, узоры, игры, развлечения забавы ) | |||
Ребята, снеговику очень понравилось с вами играть. Он принес нам сегодня картину. Подойдите к мольберту. Посмотрите на эту картину…. Картина называется «Зимние забавы». (при рассматривании картины нужно выложить схему из картинок-символов, обозначающих порядок рассказа) -Какое время года изображено на картине? (зима…) -Как вы догадались, что наступила зима? (земля покрылась снегом, снежная горка……) -Какая погода стояла в этот зимний день? (зимняя, снежная холодная, солнечная) -Кто изображен на картине? (дети) -Как оделись дети ? (дети оделись тепло……) -Куда пошли дети? (играть….) -Что они с собой взяли? (санки, лопаты, лыж, коньки) -Давайте посмотрим на центральную часть картины: что делают дети? (лепят снеговика) - Из чего дети лепят снеговика? Как они его лепят? Какой получился снеговик? -Чем занимаются другие дети? (показывает указкой в левую часть картины) (катаются с горки на санках) - Как вы думаете, нравится детям кататься на санках? Почему? -А что делают вот эти ребята ? (показывает указкой в правую часть картины) -Ребята, кого дети с собой взяли? (это, если на картине животные) -Зачем дети взяли с собой собачку? -Как вы думаете, какое может быть имя у собачки? -Какое настроение у детей? (веселое, радостное, задорное) - Как вы думаете, дети рады зиме? | |||
Давайте представим, что мы тоже вместе с этими ребятами играем снежки… | |||
использование народной игрушки | Физкультурная пауза под музыку. Игра «Попади снежком в петрушку» Игрушка - забава «Петрушка» (дети бросают, петрушка прячется в «кулек») Сначала воспитатель, потом можно дать детям поиграть… | ||
воспитатель | Ой, мы все в снегу, давайте сдуем с себя снежинки… (упражнение на дыхание) Ну что же, понравилось вам играть? | ||
воспитатель | А теперь давайте попробуем составить рассказ по этой картине. Послушайте, какой рассказ по этой картине составила я. | ||
воспитатель | А теперь попробуйте вы составить рассказ по этой картине. А поможет вам схема, которую мы оставили при рассматривании картины. Кто хочет начать рассказ? Как бы ты назвал свой рассказ? | ||
Здесь важно не затянуть… | |||
дети | Дети составляют рассказ | ||
Дети могут рассказывать по очереди, сначала начинает рассказывать сильный ребенок, другие продолжают. | |||
воспитатель | Хороший рассказ у вас получился, ребята, потому что вы все старались, слушали друг друга, подбирали правильные слова при описании картины | ||
воспитатель | Сегодня я для вас приготовила сюрприз. Я принесла вам необычные игрушки… Что в них необычного? | ||
дети | Они сшиты из ткани… | ||
воспитатель | Правильно, в старые времена люди шили игрушки из кусочков ткани, раньше говорили - из тряпок… Если их шили из тряпок, то, как их можно назвать? | ||
дети | Тряпичные…. | ||
В какую одежду одеты дети? Сейчас носят такую одежду? | |||
дети | Ответы детей | ||
воспитатель | Раньше верхнюю одежду называли тулуп. Шили ее из овечьей кожи, овчины.. Если ее шили из овчины, то как можно назвать тулуп? (овчинный) Давайте скажем вместе … | ||
воспитатель | Что на голове у девочек? (платок) Его вязали из пуха… Как можно назвать такой платок? (пуховый) | ||
воспитатель | Девочки носили платки, а мальчики шапки – их называли - ушанки. Как вы думаете - почему? Ушанки шили из меха. Как можно назвать такую шапку? (меховая) | ||
воспитатель | Что на ногах у детей? (валенки) Валенки в деревнях делала из войлока. Значит какие? (войлочные) | ||
А как называется эта игрушка? (санки) Раньше, ребята, санки делали из дерева… Значит, они какие? (деревянные) Люди их расписывали разными узорами… Как можно назвать такие сани ? (расписные , узорчатые) | |||
Ребята, посмотрите, художник приготовил для вас вот такой интересный макет… Он хотел перенести сюжет картины, которую мы рассматривали на макет… Что забыл художник разместить на макете? | |||
Давайте мы ему поможем… | |||
использование народной игрушки | А теперь, ребята, возьмите эти фигурки и расставьте их так, чтобы эта деревенька наполнилась весельем зимних забав. (дети расставляют под народную музыку) | ||
дети | Дети расставляют на макете игрушки… | ||
Воспитатель читает стихотворение пока дети расставляют игрушки на макете | Зима, зимушка, зима.
| ||
воспитатель | Ребята, мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной зимней прогулке. Вам понравилось? Что нового вы узнали? А что больше всего вам понравилось? А какие зимние забавы нравятся вам? А где мы ещё можем узнать о забавах на Руси? (в музее, телевизоре, в библиотеке, из книги, интернета) | ||
Ребята, этот макет я оставлю в вашей группе. Вы можете дополнить этот сюжет другими предметами, игрушками…. Например, вот такими… (показывает игрушки) И, конечно, вы можете придумать новый рассказ. | |||
Воспитатель открывает поднос с колокольчиками | |||
Ребята, наш веселый колокольчик прощается с вами. Если вам понравилось наше занятие позвоните колокольчиком громко-громко, если вам было скучно, не интересно заниматься сегодня – то позвоните тихо… | |||
Дети берут колокольчики и звонят | |||
Воспитатель | Динь-дзинь-дон Динь-дзинь-дон, Слышу громкий перезвон! | ||
Ребята, мне тоже очень понравилась наша встреча, вы были сегодня активными, внимательными, порадовали своими знаниями. | |||
На память о нашей встрече я вам подарю необычнее сладкие , расписные пряники-снежинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация занятия по знакомству с окружающим миром "Зимние забавы на Руси"
Материал для знакомства детей с зимними забавами наших предков...
Презентация "Зимние забавы на Руси"
Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться ...
Папка-передвижка "Зимние забавы на Руси"
Расширять представления об окружающем мире; познакомить с обычаями и традициями в нашей стране....
Проект "Зимние игры и забавы древней Руси"
Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности. В рамках тематической недели Зимние игры и забавы в 5 группе завершился проект "Зимние игры и заба...
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию на тему «Зимние забавы на Руси»
Познавательное развитие....
Консультация "Зимние забавы на Руси"
Зимние забавы на РусиЯсными морозными днями и вьюжными вечерами зима закрепляет своё звание самого веселого и самого захватывающего времени года. И вот ты уже чувствуешь дыхание свежего ветра, стремит...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе...