Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по развитию речи для средней группы
Изображение выполнения (фото или картинка) | Название игры (или упражнения): Цель: | Ход игры (или упражнения) (речевое сопровождение, инструкция по выполнению): |
Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. | |
Дидактическая игра «Доскажи слово» Цели: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша.... Ро-ро-ро — у нас новое вед…. Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…. Ре-ре-ре — стоит дом на го…. Ри-ри-ри — на ветках снеги…. Ар-ар-ар — кипит наш само…. Ры-ры-ры — детей много у го…. | |
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. | Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая … Дом — деревянный, каменный, новый, панельный … | |
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание. | Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Сахар сладкий, а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью (желтые). Дорога широкая, а тропинка. (Узкая). | |
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. | Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. – Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) – Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) | |
Дидактическая игра «Какое что бывает?» Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание. | Ход игры: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка …. широким — река, дорога, лента, улица … Выигрывает тот, кто больше назовет слов. | |
Дидактическая игра «Игра в загадки» Цели: расширять запас существительных в активном словаре. | Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. | |
Дидактическая игра «Подбери слово» Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных. Правила: подбирать наиболее точные слова. | Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен. Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный). Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку. | |
Дидактическая игра «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. | Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? | |
Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. | Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки. | |
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. | |
Дидактическая игра «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. | Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята. | |
Дидактическая игра «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря. | Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. | |
Дидактическая игра «Близко - далеко» Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. | Ход игры: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая) | |
Дидактическая игра «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице. | |
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения. | Ход игры: предложить детям закончить предложения: Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу) Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу) Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу) Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу) Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела) Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак) | |
Дидактическая игра «Испорченный телефон» Цель: развивать у детей слуховое внимание. Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул. | Ход игры: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду. | |
Дидактическая игра «Выдели слово» Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы.
Дидактические игры....
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы
Дидактические игры по развитию речи.Дидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.Ход игры: Воспитател...
Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе
Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе...
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.
В картотеке представлен материал по ознакомлению детей средней группы по развитию речи посредством дидактических игр....
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №57 «Одуванчик» Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе Подготовила воспитатель:Чап...
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя....
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы.
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы....