Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
материал по развитию речи
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_2.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения
на развитие фонематического слуха и восприятия
Уважаемые родители!
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а также чтения и письма. Несложная система игр позволит Вам самостоятельно и продуктивно помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении.
Игры и упражнения
«Выдели слово»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Шутки – минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
"Правильно-неправильно"
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
"Слушай и выбирай"
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска и т.д.
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра "Доскажи словечко"
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает... (вода).
В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).
Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)
Различаем слоги - на этом этапе ребенок учится различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
"Одинаковые или разные"
Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Различаем фонемы - на этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.
«Угадай-ка»
У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Аналогично учимся различать согласные звуки.
«Звук заблудился»
Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.
«Сколько звуков?»
На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
«Буквы, по порядку становитесь»
Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами "Последний звук": малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.
Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.
Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко..., пау..., ма...). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.
«Отыщи слово, отыщи звук»
Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).
На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.
Дорогие родители! Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...
игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
картотека игр для развития фонематического слуха и восприятия...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
Данные игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слыша...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
Консультация для педагогов и родителей....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Термин «фонематическое восприятие» обозначает – «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным,...
Буклет "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия".
Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для становления всей речевой системы ребенка. Многие игры на развитие фонематических процессов ...