Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи

Тимергалина Ирина Александровна

Развиваем речь с помощью игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ

Цель: упражнять в умении давать названия разным предметам.

Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети наверняка назовут различные признаки предметов.)

Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. А что обозначает слово мяч? Что обозначает слово ручка? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетания рум, ыл, ра.

Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, — У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру пол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел.

А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова. Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет -— Плим, плим, плим. И ничего не значит Плим, плим, плим.

Спросим:

  • Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие
    слова вы называете? (Какой мяч? Какая погода? Какое небо?)
  • Еще есть слова, которые называют, что можно делать с
    предметом. Что, например, можно делать с мячом? Что можно
    делать в детском саду?

СКАЖИ КАКОЙ

Цель: учить называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

  1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать за
    гадки («Круглое, сладкое, румяное — что это?»).
  2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на
    вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) ... слад
    кий, снег... лимон ....
  1. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще
    какой?); морковь желтая ... солнце теплое ... и т. д.
  2. Назвать, какие в комнате вещи круглые, большие и т. д.
    Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц
    как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО

Цель: учить одбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Детям говорят:

—        Вы знаете много слов, описывающих какой предмет, и знаете слова, которые обозначают, что можно делать с предметом.
Предметы отличаются друг от друга по величине, форме, цвету.
И еще предметы имеют название, имя. Каждое слово что-то
обозначает, имеет смысл.

  • А знаете ли вы, что обозначают все-все слова на свете?
  • Что означает слово кукла?слово свежий?
  • А знаете ли вы, что обозначает слово бризантный?слово витийствовать ?
  • Да, есть слова, которые вы узнаете и поймете позже, когда станете старше.
  • Есть слова, похожие по смыслу, слова-друзья.
  • Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой огромный — громадный? Придумайте предложения с этими словами.
  • Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например,
    большой маленький, идти стоять.
  • Помогите мне найти противоположные по смыслу слова в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, А ты ответишь ... (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь ... (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты ... (храбрец). Теперь начало я скажу — Ну, отвечай ... (конец).

— Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО

Цель: учить подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например:

«Сахар сладкий, а лимон .... Луна видна ночью, а солнце .... Огонь горячий, а лед .... Тополь высокий, а шиповник .... Река широкая, а ручей .... Камень тяжелый, а пух .... Редька горькая, а груша... ».

Далее детям предлагаются следующие вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? Если нож не тупой, то, значит, он какой?»

Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?

Цель: закрепить умение находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?», предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

 Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

КАКОЕ СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ?

Цель: учить подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья»:

  • Послушайте, какие я назову предложения.
  • Дождь идет (льет).
  • Мальчик идет (шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет —  как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

  • чистый воздух (свежий воздух);
  • чистая вода (прозрачная вода);

-        чистая посуда (вымытая посуда);

  • самолет сел (приземлился},
  • солнце село (зашло);
  • река бежит (течет, струится);
  • мальчик бежит (мчится, несется)*;
    Как сказать одним словом:
  • очень большой — громадный, огромный;

—        очень маленький — малюсенький.

КАКИЕ СЛОВА ВЫ УСЛЫШАЛИ?

Цель: учить выделять слова, близкие или противоположные по смыслу.

Детям читают отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

«Никому отказа нет, подан каждому обед:

Собачке — в миске, в блюдечке — киске,

Курочке-несушке пшена в черепушке,

А Машеньке в тарелке, в глубокой, не в мелкой.

Задают вопросы:

—        Что бывает глубоким и мелким?

- Послушайте предложение: колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Какие слова вы здесь услышали?

  • Что бывает толстым и тонким?
  • Похожи ли по смыслу слова боязливый, пугливый, трусливый? Придумайте предложения с этими словами. Придумайте
    предложения со словами
    бежать, мчаться, нестись (необходимо объяснить значения этих слов в разных словосочетаниях,
    придуманных детьми).
  • А теперь будем подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (даются словосочетания: легкая сумка; легкая задача; легкий ветерок).

Детям читают отрывок из стихотворения 3. Александровой «Шутка». Они должны заметить как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами, Сходите, взгляните — увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет. А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: учить  находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.

Детям говорят: «Ученик долго решал задачу и никак не мог решить. Он думал, думал, наконец решил. Как можно сказать про такую задачу? Какая это была задача?» Дети вместе со взрослым находят наиболее точный ответ. (Трудная.) Взрослый спрашивает: «Трудная задача и тяжелая. Как сказать лучше? Про что можно сказать тяжелый?» (Даются правильные и неправильные словосочетания со словами трудный и легкий.)

Взрослый читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Радость». Дети должны заметить нелепицы.

- Рады, рады, рады светлые березы, И на них от радости вырастают розы.

 Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град,

То посыпался из облака виноград.

Исправление детских высказываний («Как сказать правильно?»):

  1. Папа, иди шепотом.
  2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить.
  3. Мама, я ботинки наизнанку надел.
  4. Зима наступила на осень.

НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО

 Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы. Взрослый рассказывает:

  • Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется».
    Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
  • Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.
  • Что означает слово крепкий ? Как можно сказать эти предложения по-другому?
  • Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения: Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.

Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.

длинный        говорить

глубокий        смешить

мягкий        разрешить

легкий        падать

свежий        смеяться

тонкий        зажечь

густой        помогать
сильный

— Теперь придумайте рассказ, чтобы в нем были слова свежий, легкий, идет, — предлагает взрослый.

ПУТАНИЦА

Цель: учить находить смысловые несоответствия и производить необходимую замену  слов.

Взрослый читает детские высказывания, дети исправляют смысловые ошибки.

—        Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика, один на голове, другой — на спинке; Папочка, это лошадке подметки подбивают? Папа, тут дрова пилили недавно. Вот на снегу пилилки валяются; Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом; Мамочка, я тебя громко-громко люблю.

Затем детям дается задание придумать небылицы. («Про то, чего на свете не бывает».)

Ребенок говорит небылицу. Остальные дети внимательно слушают и исправляют сказанное, заменяя подходящими по смыслу словами.

—        Сейчас вы поможете мне — будете подсказывать нужные
слова, — говорит взрослый и читает стихотворение Е. Серовой
«Подскажи словечко».

Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает: Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь .Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко.

Говорю я брату:

-Ох! С неба сыплется горох!

- Вот чудак, — смеется брат, — Твой горох ведь это ... (град).

От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день

 Рядом с нами бродит ... (тень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...