Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pitserriya.pptx | 1.17 МБ |
metodicheskaya_rabota_pitstsa.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница»
Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Составила воспитатель:
Рогова О.М
Воркута
В настоящее время основным документом регламентирующим дошкольное образование является ФГОС ДО, который выделяет основные образовательные области, среди которых важное место занимают «Речевое развитие» и «Социально –коммуникативное развитие», содержание которых направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия детей с окружающими людьми, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Следовательно, работа по развитию диалогической речи, должна обеспечить создание условий для общения и взаимодействия детей с окружающими.
Диалогическая речь старшего дошкольника приобретает функции установления социальных контактов с окружающими и планирование собственной деятельности, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи.
Как известно, диалог является той исходной формой общения, которая позволяет ребенку освоить все многообразие родного языка. Овладение диалогом в условиях нормального онтогенеза происходит в естественных условиях общения и связано с необходимостью налаживания межличностных контактов, удовлетворения потребности в общении, признании, эмоциональном контакте со взрослыми и детьми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Предшествуя внутренней речи, диалог накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым на мышление в целом. Доказано, что к концу дошкольного возраста дошкольники активно используют все типы коммуникативных высказываний (сообщения, побуждения, вопросы), необходимые для функционирования диалога. Особое место в речи детей дошкольного возраста занимают вопросы, которые являются основой диалогического общения. У ребенка к 5–6 годам ведущими становятся личностные и познавательные мотивы общения, в связи, с чем появляется большое количество вопросов, имеющих познавательную направленность. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различным искажениям развития личности, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в жизненных ситуациях. Для усвоения диалогической речи решающее значение имеет практика общения, которое формируется внутри предметно-практического взаимодействия, у дошкольников в процессе игровой деятельности. В основу организации диалогического общения должен быть положен принцип речевого общения в обучении языку.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста. Сюжетно - ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. В игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
Ценной для педагогов сюжетно - ролевая игра становится благодаря основным чертам:
Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;
Самостоятельность;
Активность;
Творчество.
Игровая деятельность имеет большое значение и в овладении речевыми навыками общения.
Следовательно, у ребят нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, понимание того, что общение - это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл». Наконец, ребят надо ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим.
Наряду со свободным владением речью и формированием определенных установок в сфере общения важно и развитие у дошкольников коммуникативных умений.
В первую очередь имеется в виду умение ориентироваться в партнерах. Ребят надо учить восприятию окружающих людей. Они должны присматриваться к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Умение читать экспрессию поведения человека, верно, его истолковывать позволяет сопереживать людям, давать им более правильную оценку. Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Однако, способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается по мере накопления опыта общения и сотрудничества с разными людьми, в ходе анализа и обобщения этого опыта.
Суть ролевой игры как средства обучения общению, по мнению А.Б. Добрович, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Обобщая все изложенное, можно выделить несколько отличительных особенностей сюжетно-ролевой игры: ролевая игра выступает формой неигровой деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников; ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.
Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемные ситуации могут создаваться также в процессе сюжетно-ролевой игры. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания в ходе обыгрывания сюжета: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.
Проблемно-диалогическая технология является:
• Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
• Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому педагогу.
Главное условие применения данной технологии: систематическое проведение специальных диалогов, а также игр, направленных на развитие диалогической речи.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Например, в сюжетно-ролевой игре «Кафе» перед детьми встает проблема: какие роли есть в игре, какое оборудование необходимо подобрать, чтобы обыграть предложенный сюжет.
Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.
Проблемно-диалогическая технология:
Всегда направлена на результат;
•Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;
•Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
•Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
•Способствует развитию познавательной активности;
•Более прочное усвоение знаний;
•Делает деятельность детей более привлекательной.
Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:
•Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
•Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
•Владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Основные психологические условия для успешного применения проблемно-диалогического общения:
•Проблемные ситуации, сюжеты игр должны отвечать целям формирования системы знаний;
•Быть доступными для воспитанников;
•Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
•Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт.
Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности педагога и детей. В сюжетно-ролевой игре педагог увлекает детей с помощью интересного сюжета в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения – вопросы, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
В старшем дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети, а также игра как ведущая форма деятельности. Предположим, что сюжетно-ролевая игра является наиболее естественным средством для моделирования ситуаций общения. В отличие от спонтанно возникающих детских игр педагог должен предложить детям игры, которые создадут условия для естественного диалогического общения друг с другом. В совместной деятельности со взрослыми, при их поддержке, игра носит развернутый характер, в диалогической речи преобладают вопросно-ответные конструкции, общение происходит на положительном эмоциональном фоне.
Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе сюжетно – ролевых игр, ведь главной особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации. Мнимая ситуация сюжета и ролей, которые принимают на детей в процессе игры, в том числе с использованием своего рода вещей и предметов.
Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации общения. Оно предполагает понимание того, что правила общения в деловой ситуации и на отдыхе, в коллективе и в дружеской компании несколько различны. Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы для общения.
Мы предлагаем рассмотреть создание подобных ситуаций на основе сюжетно-ролевой игры пиццерия «Волшебный кусочек». Не секрет, что детей увлекают яркие красочные пособия, сделанные руками любящих педагогов или совместно с детьми, одним из таких пособий может стать сшитая из фетра пицца.
Какие сюжеты игры вы могли бы предложить при помощи данного пособия?
Мы хотим вам предложить вам обыграть два сюжета. В первом сюжете, который называется «Пиццерия «Волшебный кусочек» будет обыгрываться общение в дружеской компании, а во втором сюжете «Доставка пиццы» будет обыгрываться деловое общение по телефону.
Какие игровые действия могут быть в первом сюжете?
В этом сюжете могут быть следующие игровые действия:
- выбор столика;
- знакомство с меню;
- прием заказа;
- приготовление заказа;
- прием пищи;
- работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);
- оплата заказа;
- уборка столика.
Следовательно, какие роли будут в игре?
В игре будут следующие роли:
- посетители;
- официант;
- повара;
- менеджер;
- уборщица.
Для обыгрывания сюжета нам понадобится:
- столы;
- меню;
- листок с ручкой для оформления заказа;
- рецепты;
- ингредиенты для приготовления пиццы;
- готовая пицца.
Как создать условия для диалогического общения друг с другом?
Создать условия для общения можно во время оформления заказа, во время его ожидания, и во время употребления пиццы.
О чем обычно разговаривают друзья, отдыхая в пиццерии?
Тем для разговоров множество, главное чтобы общение происходило на положительном эмоциональном фоне.
Мы предлагаем вам распределить роли, подобрать необходимое оборудование для игры.
(Педагоги распределяют роли между собой, подбирают необходимое оборудование). Итак, начнем.
Таким образом, с помощью этого сюжета можно обыграть ситуацию общения в дружеской компании.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »
Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры...
Методическая разработка «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»
Игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется лично...
Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».
Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...
Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают в разных видах деятельности, находят отражение в иг...
- Мне нравится (1)