Рабочая программа кружка «Букваренок» 2023-2024
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа кружка
«Букваренок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_bukvarenok_2023-2024gg.docx | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к дополнительной общеразвивающей
образовательной программе
дошкольного образования №
Рабочая программа кружка
«Букваренок»
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации 1 учебный год
Автор (разработчик): Майнова Людмила Николаевна
Нягань 2023г.
Содержание:
I. Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Особенности программы
- Уровень сложности
- Возрастная категория обучающихся
- Срок реализации
- Формы и режим занятий
- Планируемые результаты реализации программы
- Средства, необходимые для реализации программы.
II. Содержание программы
- Учебный план программы
- Содержание учебного плана
III. Список литературы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Новизна программы В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать.
Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
Цель программы
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
- Задачи программы
Образовательные:
1. Продолжать знакомить со звуками и буквами русского языка.
2. Дать понятие «слоговая структура слова» (расположение и связь слогов в слове).
3. Познакомить с графическим изображением букв и приемом соотнесения звуков с буквами алфавита.
4. Познакомить со способом слитного чтения слогов, односложных и двусложных слов.
Развивающие:
1. Развивать навык плавного слогового чтения, осознанного чтения
предложений.
2. Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, зрительно - пространственную ориентировку.
3. Развивать способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
4. Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.
Воспитательные:
1. Прививать любовь и интерес к чтению, старательность и усидчивость.
2. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, культуру речи.
- Особенности программы.
Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре.
В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница).
Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
- Уровень сложности
Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню» освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».
- Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе -дети 5-6 лет.
6.Срок реализации
Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).
7.Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 10 человек. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.
В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:
- Артикуляционная / речевая гимнастика.
- Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков.
- Буква, её образ и графическое написание.
- Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
- Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
- Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
- Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.
- Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы
К концу учебного года обучения дети должны знать:
-Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце.
- Буквы русского алфавита.
- Различать гласные и согласные.
- Использовать условное обозначение звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Делить слова на слоги.
- Писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Пользоваться графическим обозначением звуков при написании слов.
- Составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.
- Средства, необходимые для реализации программы.
Учебно-методические: конспекты занятий, раздаточный, иллюстрационный материал, мнемотаблицы, схемы, демонстрационный материал «Символы звуков, схемы предложений», дидактический материал по различным лексическим темам, картинки на различные звуки, раздаточный материал «Разрезная азбука».
Технические средства: интерактивная доска, магнитная доска, ноутбук, столы , стулья, мольберт.
Перечень оборудования: карточки с печатными заглавными и прописными буквами.
- касса букв и слогов.
- лото.
- наборное полотно.
- карточки и схемы звуко –буквенного анализа слов.
- карточки и схемы составления предложений.
- магнитная азбука.
- цветные карандаши.
II. Содержание программы
- Учебный план программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с предложением | 1 |
2 | Закрепление знаний о слове и предложении | 1 |
3 | Знакомство со слогом | 1 |
4 | Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами | 1 |
5 | «Деление на слоги двусложные слова» | 1 |
6 | «Составление предложения» | 1 |
7 | Дифференциация гласных звуков от согласных | 1 |
8 | Гласный звук А, буква А | 2 |
9 | Гласный звук У, буква У | 2 |
10 | Гласный звук О, буква О | 2 |
11 | Закрепление знаний о звуке и букве О. Дифференциация гласных звуков и букв А, О, У | 2 |
12 | Гласный звук Ы, буква Ы | 2 |
13 | Гласный звук Э, буква Э | 2 |
14 | Чтение слогов из пройденных букв – АУ, УА | 2 |
15 | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ | 2 |
16 | Звук М, буква М. Чтение слогов и слов. | 2 |
17 | Звук и буква Н. Чтение слогов. | 2 |
18 | Звук и буква Р. Чтение слогов | 2 |
19 | Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала» | 1 |
20 | Буква Я. Чтение слогов, слов. | 2 |
21 | Буква Ю. Чтение слогов, слов. | 2 |
22 | Буква Е. Чтение слогов, слов | 2 |
23 | Звук и буква И .Чтение слогов, слов. | 2 |
24 | Закрепление пройденного материала | 2 |
25 | Звуки К-Г, К-К’, Г-Г | 2 |
26 | Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К. Чтение слогов. | 2 |
27 | Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т | 2 |
28 | Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов | 2 |
29 | Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. | 2 |
30 | Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов. | 2 |
31 | Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. | 2 |
32 | Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов. | 2 |
33 | Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П | 2 |
34 | Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов. | 2 |
35 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ. | 2 |
36 | Чтение слогов, слов. | 1 |
37 | Итоговое | 1 |
2. Содержание учебного плана
№ | Тема | Цель и программное содержание | Количество часов | Дата проведения |
1 | Знакомство с предложением | Знакомство с понятием «предложение». Дидактическая игра «Учимся составлять предложение и его схему. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 | 03.10.2023 |
2 | Закрепление знаний о слове и предложении | Закрепление понятия предложение, коррекция логического мышления, слухового внимания. Игровое задание «Сокращайте предложение на одно слово» на развитие слухового внимания, умения отделять от предложения по одному слову. | 1 | 05.10.2023 |
3 | Знакомство со слогом | Знакомство с понятием «слог». А также с разными способами деления слов на слоги, со схемой слов и слогов. | 1 | 10.10.2023 |
4 | Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами | Закрепление знаний о слове и предложении. Знакомство с односложными словами. Игровое задание «Любопытный», «Играем в школу» на умение делить слова на слоги. | 1 | 12.10.2023 |
5 | Деление на слоги двусложные слова | Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учить детей делить на слоги двусложные слова. Называть слова с заданным количеством слогов. | 1 | 17.10.2023 |
6 | Составление предложения | Учить составлять предложения из2х слов. Называть первое, второе слово. | 1 | 19.10.2023 |
7 | Дифференциация гласных звуков от согласных | Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени голоса, преград, по длительности и краткости произношения и т.д. Учить производить анализ односложного слова. | 2 | 24.10.2023 26.10.2023 |
8 | Гласный звук А, буква А | Познакомить детей с гласным звуком и буквой А. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук. | 2 | 02.11.2023 07.11.2023 |
9 | Гласный звук У, буква У | Познакомить детей с гласным звуком и буквой У. Выделение гласного У из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. | 2 | 09.11.2023 14.11.2023 |
10 | Гласный звук О, буква О | Познакомить детей с гласным звуком и буквой О. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Подбор слов со звуком О в начале, середине, в конце слова. | 2 | 16.11.2023 21.11.2023 |
11 | Закрепление знаний о звуке и букве О. Дифференциация гласных звуков и букв А, О, У | Выделение гласных звуков из слов. Подбор слова к соответствующей модели картинок на заданный звук. Запоминание слов на заданный звук, запоминание слов – действий. Деление слов на слоги с называнием гласных. | 2 | 23.11.2023 28.11.2023 |
12 | Гласный звук Ы, буква Ы | Познакомить с гласным звуком и буквой Ы.Учить определять место звука Ы в словах. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы. | 2 | 05.12.2023 07.12.2023 |
13 | Гласный звук Э, буква Э | Познакомить с гласным звуком буквой Э . Учить определять место звука Э в словах. | 2 | 12.12.2023 14.12.2023 |
14 | Чтение слогов из пройденных букв АУ, УА | Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА. Закрепить знания о гласных звуках и буквах А, О,У,Ы,Э. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. | 2 | 19.12.2023 21.12.2023 |
15 | Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ | Познакомить со звуком и буквой Л как согласным звуком. Учить интонационно выделять звук Л . Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | 2 | 26.12.2023 28.12.2023 |
16 | Звук М, буква М. Чтение слогов и слов. | Познакомить со звуком М как согласным звуком . Учить интонационно выделять звук М в словах . Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом | 2 | 04.01.2024 (Будет реализован 10.01.2024) 09.01.2024 |
17 | Звук и буква Н. Чтение слогов. | Познакомить со звуком Н . Учить интонационно выделять звук Н в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. | 2 | 11.01.2024 16.01.2024 |
18 | Звук и буква Р. Чтение слогов | Познакомить со звуком Р как согласным звуком. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р, используя образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. | 2 | 18.01.2024 23.01.2024 |
19 | Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала» | Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение определять место звук в слове. | 1 | 25.01.2024 |
20 | Буква Я. Чтение слогов, слов. | Познакомить с гласной буквой Я . Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ. | 2 | 30.01.2024 01.02.2024 |
21 | Буква Ю. Чтение слогов, слов. | Познакомить с гласной буквой Ю. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. | 2 | 06.02.2024 08.02.2024 |
22 | Буква Е. Чтение слогов, слов | Познакомить с гласной буквой Е . Учить писать букву Е. Учить читать слоги и слова | 2 | 13.02.2024 15.02.2024 |
23 | Звук и буква И . Чтение слогов, слов. | Познакомить с гласным звуком И . Закреплять умение определять место звука в слове. Продолжать знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И. Учить писать печатную букву И. | 2 | 20.02.2024. 22.02.2024 |
24 | Закрепление пройденного материала | Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. | 2 | 27.02.2024 05.03.2024 |
25 | Звуки К-Г, К-К’, Г-Г | Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г-ГЬ, К- КЬ. Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков. | 2 | 07.03.2024 12.03.2024. |
26 | Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К. Чтение слогов. | Учить писать печатные буквы К-Г. сначала по точкам, а затем самостоятельно | 2 | 14.03.2024 19.03.2024 |
27 | Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т | Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. | 2 | 21.03.2024 26.03.2024 |
28 | Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов | Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно | 2 | 28.03.2024 02.04.2024 |
29 | Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. | Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ. | 2 | 04.04.2024 09.04.2024 |
30 | Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов. | Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно | 2 | 11.04.2024 16.04.2024 |
31 | Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. | Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. | 2 | 18.04.2024 23.04.2024 |
32 | Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов. | Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. | 2 | 25.04.2024 07.05.2024 |
33 | Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П | Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П- ПЬ. | 2 | 09.05.2024 14.05.2024 |
34 | Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов. | Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. | 2 | 16.05.2024 21.05.2024 |
35 | Буква Х. Звуки Х-ХЬ. | Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х. | 2 | 23.05.2024 28.05.2024 |
36 | Чтение слогов, слов. Итоговое | Совершенствовать навык чтения. | 1 | 30.05.2024 |
Итого | 64 |
III. Список литературы
-Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
-Демонстрационный материал «Звуки и буквы» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента»
- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
-Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
-Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.«Ювента» 2016г.
-Прописи для дошкольников 5 – 6 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Букваренок"
Пояснительная записка Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить чит...
Рабочая программа музыкального руководителя 2023-2024 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя 2023-2024 уч.г....
рабочая программа педагога-психолога 2023-2024 г.г.
Рабочая программа педагога-психолога по ФОП...
Рабочая программа средняя группа 2023-2024 год (по ФОП)
Рабочая программа средняя группа 2023-2024 год (по ФОП)...
Рабочая программа воспитателя на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа воспитателя по Фоп на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа младшей группы 2023-2024 учебный год
Рабочая образовательная программа младшей группы 2-3 года....