Чтение басни Крылова" Лебедь, рак и щука"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
33_chtenie_basni_i._a._krylova_lebed_shchuka_i_rak.docx | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественной литературе
в подготовительной к школе группе
Тема: «Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни.
Программное содержание: закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях от других произведений художественной литературы; познакомить детей с новой басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак», подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении загадок; формировать умение детей понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью - давать краткие и разнообразные ответы на поставленные вопросы; продолжать учить детей осмысливать и понимать иносказательные слова в тексте басни; обогащать словарный запас детей новыми словами (согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить); совершенствовать знания детей о многообразии животного мира, особенностях их развития, сходства и различия; продолжать учить детей делать простейшие выводы о причинно-следственных связях в природе; развивать умение находить связь содержания басни со значением пословиц в определенных ситуациях; развивать графомоторные навыки и умения; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку; совершенствовать навыки пространственной ориентировки относительно себя, используя термины вправо, влево, вверх, вниз; воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений; развивать у детей волевые качества, умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям детского коллектива; формировать умение следить за правильностью осанки во время занятия и позой во время проведения графического диктанта.
Предварительная работа: беседы о баснях и баснописцах, чтение басен Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, И. А. Крылова, заучивание пословиц о дружбе, взаимопомощи, сотрудничестве, беседы по содержанию пословиц.
Материалы и оборудование: портреты Эзопа и И. А. Крылова, картинки – лебедя, рака, щуки, текст басни «Лебедь, Щука да Рак», тетради в крупную клетку, простые карандаши, образец графического диктанта.
Планируемые результаты: дети умеют осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, знают о жанровых особенностях басни.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин |
II | Основная часть | 26 мин | |
1 | Беседа | О жанре «Басня» | 5 мин |
2 | Физкультминутка |
| 3 мин |
3 | Чтение басни | «Лебедь, Щука и Рак» | 5 мин |
4 | Беседа | О прочитанном | 4 мин |
5 | Графический диктант | «Лебедь» | 7 мин |
6 | Пословицы | 2 мин | |
III | Заключительная часть | 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
– Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом.
- Хорошее настроение у вас? (Да!)
– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!
Присаживаются на стулья.
II. Основная часть
- Беседа о жанре «Басня»
– Ребята, мы с вами читаем много рассказов, сказок, заучиваем стихи. На занятиях мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах.)
– Правильно. Молодцы! Басня похожа на сказку? (Да.)
– А кто главные герои в басне? (Главные герои в басне, как и в сказке животные, насекомые, птицы, растения, вещи.)
– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Басня – короткая по объему, легко читается, а сказки и рассказы длиннее.)
– Молодцы! А какое действие происходит в басне? (В баснях кто-то ссорится, спорит, хвастается, хвалится, мешает.)
– Да, правильно. В баснях главные герои не люди, но по поведению подразумеваются люди. А какие недостатки людей высмеивают басни? (Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство.)
– Умницы! Все эти недостатки высмеиваются. А хорошие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание.)
– Молодцы! А что всегда бывает в конце басни? (Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя.)
– Умницы! Как мы уже знаем - басня – один из самых древних жанров литературы. Она появилась очень давно, еще в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Он создал сборник басен под названием «Эзоповы басни».
– В Европе также писали басни французские и английские писатели. В России наиболее прославился великий баснописец Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
2. Физкультминутка
– А теперь мы с вами дружно встанем и немного отдохнем.
Мы ладонь к глазам приставим, (приставляют ладонь ко лбу)
Ноги крепкие расставим. (ноги на ширину плеч)
Поворачиваясь вправо, (поворот вправо, оглядываются вместе с ладонью у лба)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже (поворот влево, оглядываются вместе с ладонью у лба)
Поглядеть из-под ладошек.
И — направо! И еще через левое плечо! (повторяют)
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть, (делают выдох и вдох)
Потянуться, отдохнуть. (поднимают руки вверх, опускают, выдох)
– Молодцы, вот немного отдохнули, дальше мы работать будем.
3. Чтение басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.
В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты. Кто эта птица ? (Это лебедь.)
Выставляется картинка с изображением лебедя.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это …… (щука).
Выставляется картинка с изображением щуки.
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это? (Это рак.)
Выставляется картинка с изображением рака.
– Умницы. Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает.)
– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.)
– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я вам сейчас прочту.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
4. Беседа о прочитанном
– Понравилась вам басня? (Да.)
– За какое дело взялись герои басни? (Они собрались везти поклажу.)
– Правильно. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его.)
– Да вы правы. А почему они не смогли его увезти? (Они тянули в разные стороны потому, что передвигаются по разному.)
– Чему же учит эта басня? (Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение.)
– Да, молодцы! А как вы думаете, смогли бы они увезти воз, если бы договорились между собой? (Да, смогли. Они ведь живут в воде и у воды и если бы договорились, то смогли бы его сдвинуть.)
– Чему учит нас басня? (Быть дружными, уметь договариваться между собой, находить общее решение, приходить к единому мнению.)
– Умницы, именно этому и учит басня. В ходе чтения вам встретились непонятные слова. Давайте мы их попробуем объяснить. Как вы думаете, что обозначает слово – согласие? (Прийти к единому решению, согласиться с правильным мнением.)
– Да. Что значит слово – лад? (Мир, порядок.)
– Молодцы. Что такое – поклажа? (Какой-то груз, багаж, вещи.)
– Правильно. Что такое – воз? (Тележка с вещами, с грузом.)
– Правильно. Как вы понимаете слово – судить? (Высказать свое мнение, по какому - то вопросу, ситуации.)
– Да. Что обозначает слово – рваться? (Быстро двигаться, продвигаться. Делать резкие движения вперед.)
Если дети затрудняются с ответами на эти вопросы, то толкование этих слов может объяснить воспитатель.
– Про кого в басне говорится, что он рвался? (Про лебедя.)
– Вот ребята лебедь рвался, делал резкие движения и улетел. Как же сейчас быть героям? Что им делать? (Нужно найти нового лебедя.)
– А мы чем можем им помочь? (Можем слепить, нарисовать, сделать другого лебедя.)
5. Графический диктант «Лебедь»
– Давайте мы с вами нарисуем в тетрадях лебедя. Проходите за столы, садитесь. Открыли тетради, положили их правильно под наклоном, взяли в правую руку карандаш, вспоминаем как мы должны сидеть во время работы, приготовились слушать указания. Нашли точку, от которой будем выполнять рисунок.
2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 2 – вверх, 2 вправо, 1 – вверх, 4 – вправо, 1 – вверх, 4 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 4 – влево, 2 – вверх, 2 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 8 – вверх, 2 – влево, 1 – вверх, 3 – влево, 1 – вверх.
- Кто же у нас получился? (Лебедь.)
– Сравните с образцом.
Выставляется образец графического диктанта.
- Молодцы! Вот какой получился красивый и сильный лебедь, уж теперь, если договорятся, то воз сдвинут с места. Басня нас учит быть дружными, чтобы мы умели договариваться между собой, находить общий язык.
6. Пословицы
- Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился» и другие.)
– Молодцы, все пословицы назвали правильно, они все подходят к содержанию басни.
III. Заключительная часть
- Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.
- Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались. Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Басня-Лебедь, рак и щука"
Изучение с детьми подготовительной группы творчество Ивана Андреевича Бунина....
ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ ЖАНРОМ – БАСНЕЙ. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Материал предназначен для ознакомления детей с басней и её жанровыми особенностями....
Знакомство с новым жанром - басня. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Знакомство с жанром "Басня". Чтение басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей"...
«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснопи...
Басня: «Лебедь, рак и щука»
Басня: «Лебедь, рак и щука»...
Конспект НОД по коммуникативному развитию «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
для воспитанников 6-7 лет...
Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука".
Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука"....