Чтение басни Крылова" Лебедь, рак и щука"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна
Учить осмысливать содержание басни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33_chtenie_basni_i._a._krylova_lebed_shchuka_i_rak.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественной литературе

в подготовительной к школе группе

Тема: «Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

        

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Цель: учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни.

Программное содержание: закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях от других произведений художественной литературы; познакомить детей с новой басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука да Рак», подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении загадок; формировать умение детей понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью - давать краткие и разнообразные ответы на поставленные вопросы; продолжать учить детей осмысливать и понимать иносказательные слова в тексте басни; обогащать словарный запас детей новыми словами (согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить); совершенствовать знания детей о многообразии животного мира, особенностях их развития, сходства и различия; продолжать учить детей делать простейшие выводы о причинно-следственных связях в природе; развивать умение находить связь содержания басни со значением пословиц в определенных ситуациях; развивать графомоторные навыки и умения; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку; совершенствовать навыки пространственной ориентировки относительно себя, используя термины вправо, влево, вверх, вниз; воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений; развивать у детей волевые качества, умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям детского коллектива; формировать умение следить за правильностью осанки во время занятия и позой во время проведения графического диктанта.

Предварительная работа: беседы о баснях и баснописцах, чтение басен Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, И. А. Крылова, заучивание пословиц о дружбе, взаимопомощи, сотрудничестве, беседы по содержанию пословиц.

Материалы и оборудование: портреты Эзопа и И. А. Крылова, картинки – лебедя, рака, щуки, текст басни «Лебедь, Щука да Рак», тетради в крупную клетку, простые карандаши, образец графического диктанта.

Планируемые результаты: дети умеют осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, знают о жанровых особенностях басни.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

2 мин

II

Основная часть

26 мин

1

Беседа

О жанре «Басня»

5 мин

2

Физкультминутка

 

3 мин

3

Чтение басни

«Лебедь, Щука и Рак»

5 мин

4

Беседа

О прочитанном

4 мин

5

Графический диктант

«Лебедь»

7 мин

6

Пословицы

2 мин

III

Заключительная часть

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

– Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом.

- Хорошее настроение у вас? (Да!)

– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

Присаживаются на стулья.

II. Основная часть

  1. Беседа о жанре «Басня»

– Ребята, мы с вами читаем много рассказов, сказок, заучиваем стихи. На занятиях мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах.)

– Правильно. Молодцы! Басня похожа на сказку? (Да.)

– А кто главные герои в басне? (Главные герои в басне, как и в сказке животные, насекомые, птицы, растения, вещи.)

– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Басня – короткая по объему, легко читается, а сказки и рассказы длиннее.)

– Молодцы! А какое действие происходит в басне? (В баснях кто-то ссорится, спорит, хвастается, хвалится, мешает.)

– Да, правильно. В баснях главные герои не люди, но по поведению подразумеваются люди. А какие недостатки людей высмеивают басни? (Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство.)

– Умницы! Все эти недостатки высмеиваются. А хорошие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание.)

– Молодцы! А что всегда бывает в конце басни? (Всегда присутствует поучение: что - можно делать, а что – нельзя.)

– Умницы! Как мы уже знаем - басня – один из самых древних жанров литературы. Она появилась очень давно, еще в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Он создал сборник басен под названием «Эзоповы басни».

– В Европе также писали басни французские и английские писатели. В России наиболее прославился великий баснописец Иван Андреевич Крылов.  
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.

2. Физкультминутка

– А теперь мы с вами дружно встанем и немного отдохнем.

Мы ладонь к глазам приставим, (приставляют ладонь ко лбу)

Ноги крепкие расставим. (ноги на ширину плеч)

Поворачиваясь вправо, (поворот вправо, оглядываются вместе с ладонью у лба)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже (поворот влево, оглядываются вместе с ладонью у лба)

Поглядеть из-под ладошек.

И — направо! И еще через левое плечо! (повторяют)

Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть, (делают выдох и вдох)

Потянуться, отдохнуть. (поднимают руки вверх, опускают, выдох)

– Молодцы, вот немного отдохнули, дальше мы работать будем.

3. Чтение басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.

В зоопарке, в тиши вод,

Птица белая плывёт.

Взгляд её, изгиб спины –

Всё в ней дивной красоты. Кто эта птица ? (Это лебедь.)

Выставляется картинка с изображением лебедя.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это …… (щука).

Выставляется картинка с изображением щуки.

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Все под водой –

Хватает клешней. Кто же это? (Это рак.)

Выставляется картинка с изображением рака.

– Умницы. Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает.)

– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.)

– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я вам сейчас прочту.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

4. Беседа о прочитанном

– Понравилась вам басня? (Да.)

– За какое дело взялись герои басни? (Они собрались везти поклажу.)

– Правильно. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его.)

– Да вы правы. А почему они не смогли его увезти? (Они тянули в разные стороны потому, что передвигаются по разному.)

– Чему же учит эта басня? (Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение.)

– Да, молодцы! А как вы думаете, смогли бы они увезти воз, если бы договорились между собой? (Да, смогли. Они ведь живут в воде и у воды и если бы договорились, то смогли бы его сдвинуть.)

– Чему учит нас басня? (Быть дружными, уметь договариваться между собой, находить общее решение, приходить к единому мнению.)

– Умницы, именно этому и учит басня. В ходе чтения вам встретились непонятные слова. Давайте мы их попробуем объяснить. Как вы думаете, что обозначает слово – согласие? (Прийти к единому решению, согласиться с правильным мнением.)

– Да. Что значит слово – лад? (Мир, порядок.)

– Молодцы. Что такое – поклажа? (Какой-то груз, багаж, вещи.)

– Правильно. Что такое – воз? (Тележка с вещами, с грузом.)

– Правильно. Как вы понимаете слово – судить? (Высказать свое мнение, по какому - то вопросу, ситуации.)

– Да. Что обозначает слово – рваться? (Быстро двигаться, продвигаться. Делать резкие движения вперед.)

Если дети затрудняются с ответами на эти вопросы, то толкование этих слов может объяснить воспитатель.

– Про кого в басне говорится, что он рвался? (Про лебедя.)

– Вот ребята лебедь рвался, делал резкие движения и улетел. Как же сейчас быть героям? Что им делать? (Нужно найти нового лебедя.)

– А мы чем можем им помочь? (Можем слепить, нарисовать, сделать другого лебедя.)

5. Графический диктант «Лебедь»

– Давайте мы с вами нарисуем в тетрадях лебедя. Проходите за столы, садитесь. Открыли тетради, положили их правильно под наклоном, взяли в правую руку карандаш, вспоминаем как мы должны сидеть во время работы, приготовились слушать указания. Нашли точку, от которой будем выполнять рисунок.

2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 2 – вверх, 2 вправо, 1 – вверх, 4 – вправо, 1 – вверх, 4 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 4 – влево, 2 – вверх, 2 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 8 – вверх, 2 – влево, 1 – вверх, 3 – влево, 1 – вверх.

- Кто же у нас получился? (Лебедь.)

– Сравните с образцом.

Выставляется образец графического диктанта.

- Молодцы! Вот какой получился красивый и сильный лебедь, уж теперь, если договорятся, то воз сдвинут с места. Басня нас учит быть дружными, чтобы мы умели договариваться между собой, находить общий язык.

6. Пословицы

- Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился» и другие.)

– Молодцы, все пословицы назвали правильно, они все подходят к содержанию басни.

III. Заключительная часть

- Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.

- Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались. Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Басня-Лебедь, рак и щука"

Изучение с детьми подготовительной группы творчество Ивана Андреевича Бунина....

ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ ЖАНРОМ – БАСНЕЙ. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».

Материал предназначен для ознакомления детей с басней и её жанровыми особенностями....

Знакомство с новым жанром - басня. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».

Знакомство с жанром "Басня". Чтение басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей"...

«Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснопи...

Басня: «Лебедь, рак и щука»

Басня: «Лебедь, рак и щука»...

Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука".

Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука"....