ПРОЕКТ по самообразованию воспитателя «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
проект по развитию речи (младшая группа)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: | Информационно-творческий |
Продолжительность проекта: | Долгосрочный (1 год) |
Участники проекта: | Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников |
Цель проекта: | Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компентности метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста. |
Задачи: | - изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии; - разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению; - способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связанных высказываний, обогощать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой; - воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей; - развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии. |
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Предполагаемый результат: | - усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания; - осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; - понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых; - знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества; - сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости; - развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту; - речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью. |
Работа с родителями: | - консультации; - привлечение к обогощению РППС группы; |
Продукты проекта: | - буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей; - повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей; |
Этапы работы: | 1 этап — теоретический: - определение целей и задач; - составления плана. 2 этап — подготовительный: - подбор материала, пособий; - проведение предварительной работы с родителями. 3 этап — основной: 4 этап — заключительный: - подведение итогов. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл презентации | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей — один из насущных вопросов дошкольной педагогики. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. Сказка, как жанр художественной литературы, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольниками. Многочисленные исследования ученых-педагогов в области дошкольной педагогики показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решить через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Формы работы с детьми: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей; - чтение сказок детям педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога; - инсценировка вместе с детьми отрывков из текста - загадывание загадок, работа с пословицами и поговорками; - рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; - раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам; - имитация процесса чтения в эгоцентрической речи — это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам; - воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах; - сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста; - рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок; - придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы); - придумывание вопросов героям текста; - проигрывание придуманного конца сказки. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Этапы работы со сказкой: Знакомство детей со сказкой — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки; Эмоциональное восприятие сказки детьми — пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки; Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки; Подготовка к самостоятельной деятельности — разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Реализация проекта. Сентябрь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями.
Реализация проекта. Сентябрь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Консультации и папки-передвижки для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Чему учат сказки».
Реализация проекта. Октябрь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1.Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей». 2. Консультация для родителей «Учите детей любить книгу». 3. Изучение русских народных сказок «Колобок» и «Курочка Ряба».
Реализация проекта. Ноябрь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Изучение русской народной сказки «Репка» и сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога. Пластилинография по мотивам сказки под повторное ее прочтение педагогом.
Реализация проекта. Декабрь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1. Изучение темы «Роль сказок в работе с детьми». - Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?». - Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). 2. Изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Реализация проекта. Январь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1.Изучение темы: «Сказка, как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». 2. Изучение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога и т.д.
Реализация проекта. Январь. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 3. Беседа с родителями на тему «Как подружить ребенка с книгой». 4. Изучение русской народной сказки «Заяц-хвастун». Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога и т.д.
Реализация проекта. Февраль. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». 2. Проведение мини-викторины по мультфильмам. 3. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». 4. Изучение сказки Корнея Чуковского «Федорино горе». 5. Изучение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога и т.д.
Реализация проекта. Март. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1. Изучение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». 2. Изучение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». 3. Изучение отрывков сказки Э.Н.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». 4. Аппликация главного героя сказки Чебурашки под повторное чтение наиболее понравившихся отрывков произведения. 5. Приобретение в группу раскрасок по мотивам народных сказок.
Реализация проекта. Апрель. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1. Изучение темы: «Сказкотерапия — одна из здоровье сберегающих технологий в ДОУ». 2. Изучение русской народной сказки «Теремок». 3. Работа с пазлами по теме сказки. 4. Изучение русской народной сказки «Кот, лиса и петух». 5. Подготовка статьи для публикации в СМИ по теме самообразования из опыта работы на своей возрастной группе.
Реализация проекта. Май. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 1. Самоанализ плана по самообразованию. 2. Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки». Окончание проекта.
Заключение Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале....
консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...
консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....
Консультация для воспитателей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка...
для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей с ОВЗ"
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные з...
Самообразование «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
laquo;Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»...