Статья "Развитие образной речи у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)
«Развитие образной речи у детей дошкольного возраста»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года жизни. Представлены наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении. Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения. Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие ребёнка, овладение им коммуникативными умениями. Исследования Рубинштейна С. Л. [1] доказывают необходимость развития речи ребёнка в единстве двух её сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчёркивал, что, как ни существенна для речи связанность её построения, проблема речи не сводится к одной лишь логической связности (и точности); она включает и проблему образности. По его словам, образ, выражая обобщённое содержание, выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлечённой формулировке обобщённой мысли. Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами. В исследованиях Орлановой Н. А. [2], Гурович Л. М. [3], Боша Р. П. [4], Чемортан С. М. [5] показано, что образная сторона речи имеет большое значение и для развития её связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Учёные видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчёркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи. Исследователи образной речи Ушакова О. С. [6], Гавриш Н. В. [7], Колунова Л. А. [8], Сомкова О. Н. [9] отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе речевой работы, и подчёркивают, что показателем богатства является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания. Таким образом, проблема словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую. Лексическая сторона речи является основной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительности слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания. Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей. В целом, развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Практика работы показывает, что речь детей пятого года жизни очень часто характеризуется определенными недостатками. Прежде всего, это нарушения в произнесении шипящих и сонорных звуков. Как правило, у детей недостаточно развита интонационная выразительность, часто встречаются проблемы в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Дети не умеют строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, им трудно связывать между собой предложения и части высказывания. Недостаточное развитие образной речи выражается в низком количественном и качественном уровне словаря, в непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, в неумении дифференцировать антонимы, синонимы, в непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор и склонности к конкретной их трактовке, в неумении замечать в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи. Углубленная работа над проблемой развития образной речи детей пятого года жизни позволила нам определить наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении. Мы считаем, что решение названной проблемы должно осуществляться в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большую помощь детям при пересказе прочитанного или составлении собственных рассказов оказывает наглядный план — мнемодорожки, мнемотаблицы. С помощью их дети составляют описание игрушек, животных, времен года. Важно научить детей не только описывать, но и сравнивать. Здесь результативно использование игры «Звери похвалялись». При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10]) На занятиях по составлению рассказов по картине мы частично использовали приёмы Сидорчук Т. А., Кузнецовой А. Б. [11] Например: - Составление образных речевых зарисовок по картине на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств. (Цель: умение подбирать специфические признаки объекта, представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами через «Вхождение в картину»). - Обучение составлению загадок. (Цель: развитие умений составлять образные характеристики объектов картины, расширение словарного запаса, упражнение в сравнении предметов по разным признакам). - Обучение преобразованию во времени. (Цель: обогащение словаря детей, обучение самостоятельному использованию в речи эпитетов, образных слов и оборотов речи при составлении связного рассказа об объекте с точки зрения его прошлого и будущего). - Обучение составлению рассказов — фантазий с помощью волшебников: Увеличения — уменьшения; Дробления — объединения; Оживления — окаменения; Наоборот, Времени. (Цель: обогащение словаря, овладение такими средствами как гипербола, антитеза, формирование умений использовать их при составлении рассказов — фантазий, решать проблемы героя в связи с фантастическим преобразованием, грамматически правильную связную речь). В образовательном процессе мы использовали творческие задания и упражнения на развитие всех сторон речи. Упражнения: «Скажи наоборот», «Лето — зима», игра «На что похоже?», «Закончи предложение» или «Подбери сравнение», «Похожие слова», «Кто больше подберёт», «Высокий — низкий», «Слова — неприятели», «Назови ласково», «Два брата -ик и -ищ», «Объясни», «Укрась слово», «Поиграй с приятелями» и так далее. Цель данных упражнений и игр — учить детей подбирать признаки и действия к заданным словам, учить подбирать синонимы, антонимы, знакомить детей с многозначными словами, учить подбирать сравнения, учить понимать переносное значение слов и выражений, учить объяснять смысл пословиц, поговорок. Знакомя детей с художественными произведениями, мы обращали внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок детей дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно при этом правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В старшем возрасте необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Таким образом, наиболее эффективными приёмами обучения детей образной речи, на наш взгляд, являются чтение художественных произведений и беседы по их содержанию, рассматривание картин и сочинение детьми рассказов, сказок, загадок по их содержанию, творческие задания и упражнения на подбор слов, использование коллажей, мнемодорожек и мнемотаблиц, наблюдения, игровые приёмы. Литература: 1. Рубинштейн С. Л. К психологии речи. //Уч. зап. ЛГПИ. Т35. Л.:1941. — 302с. 2. Орланова Н. А. Обучение дошкольников рассказыванию. //Автореф. канд. дис. — М.: 1967. — 150с. 3. Гурович Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в д/с. //Содержание обучения и воспитания детей в д/с. — М.: 1978.- С. 81–88. 4. Боша Р. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников. //Дис. канд.пед. наук. — М.: 1988. — 143с. 5. Чемортан С. М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинёв. — 1986. — 98с. 6. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества. //Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1977. — 265с. 7. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1991. — 188с. 8. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1993. — 173с. 9. Сомкова О. Н. Развитие творческой речевой активности ребёнка 5–6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1996. — С. 36–47. 10. Большева Т. В. Учимся по сказке. //Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Санкт-Петербург. Изд-во «Детство-Пресс», 2001. — 143с. 11. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. //Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. — Челябинск, 2000. — 45 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Чиенева, Н. Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста / Н. Е. Чиенева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8669/ (дата обращения: 21.04.2024).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие образной речи у детей дошкольного возраста»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года жизни. Представлены наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении. Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения. Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие ребёнка, овладение им коммуникативными умениями. Исследования Рубинштейна С. Л. [1] доказывают необходимость развития речи ребёнка в единстве двух её сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчёркивал, что, как ни существенна для речи связанность её построения, проблема речи не сводится к одной лишь логической связности (и точности); она включает и проблему образности. По его словам, образ, выражая обобщённое содержание, выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлечённой формулировке обобщённой мысли. Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами. В исследованиях Орлановой Н. А. [2], Гурович Л. М. [3], Боша Р. П. [4], Чемортан С. М. [5] показано, что образная сторона речи имеет большое значение и для развития её связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Учёные видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчёркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи. Исследователи образной речи Ушакова О. С. [6], Гавриш Н. В. [7], Колунова Л. А. [8], Сомкова О. Н. [9] отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе речевой работы, и подчёркивают, что показателем богатства является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания. Таким образом, проблема словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую. Лексическая сторона речи является основной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительности слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания. Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей. В целом, развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Практика работы показывает, что речь детей пятого года жизни очень часто характеризуется определенными недостатками. Прежде всего, это нарушения в произнесении шипящих и сонорных звуков. Как правило, у детей недостаточно развита интонационная выразительность, часто встречаются проблемы в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Дети не умеют строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, им трудно связывать между собой предложения и части высказывания. Недостаточное развитие образной речи выражается в низком количественном и качественном уровне словаря, в непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, в неумении дифференцировать антонимы, синонимы, в непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор и склонности к конкретной их трактовке, в неумении замечать в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи. Углубленная работа над проблемой развития образной речи детей пятого года жизни позволила нам определить наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении. Мы считаем, что решение названной проблемы должно осуществляться в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большую помощь детям при пересказе прочитанного или составлении собственных рассказов оказывает наглядный план — мнемодорожки, мнемотаблицы. С помощью их дети составляют описание игрушек, животных, времен года. Важно научить детей не только описывать, но и сравнивать. Здесь результативно использование игры «Звери похвалялись». При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10]) На занятиях по составлению рассказов по картине мы частично использовали приёмы Сидорчук Т. А., Кузнецовой А. Б. [11] Например: - Составление образных речевых зарисовок по картине на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств. (Цель: умение подбирать специфические признаки объекта, представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами через «Вхождение в картину»). - Обучение составлению загадок. (Цель: развитие умений составлять образные характеристики объектов картины, расширение словарного запаса, упражнение в сравнении предметов по разным признакам). - Обучение преобразованию во времени. (Цель: обогащение словаря детей, обучение самостоятельному использованию в речи эпитетов, образных слов и оборотов речи при составлении связного рассказа об объекте с точки зрения его прошлого и будущего). - Обучение составлению рассказов — фантазий с помощью волшебников: Увеличения — уменьшения; Дробления — объединения; Оживления — окаменения; Наоборот, Времени. (Цель: обогащение словаря, овладение такими средствами как гипербола, антитеза, формирование умений использовать их при составлении рассказов — фантазий, решать проблемы героя в связи с фантастическим преобразованием, грамматически правильную связную речь). В образовательном процессе мы использовали творческие задания и упражнения на развитие всех сторон речи. Упражнения: «Скажи наоборот», «Лето — зима», игра «На что похоже?», «Закончи предложение» или «Подбери сравнение», «Похожие слова», «Кто больше подберёт», «Высокий — низкий», «Слова — неприятели», «Назови ласково», «Два брата -ик и -ищ», «Объясни», «Укрась слово», «Поиграй с приятелями» и так далее. Цель данных упражнений и игр — учить детей подбирать признаки и действия к заданным словам, учить подбирать синонимы, антонимы, знакомить детей с многозначными словами, учить подбирать сравнения, учить понимать переносное значение слов и выражений, учить объяснять смысл пословиц, поговорок. Знакомя детей с художественными произведениями, мы обращали внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок детей дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно при этом правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В старшем возрасте необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Таким образом, наиболее эффективными приёмами обучения детей образной речи, на наш взгляд, являются чтение художественных произведений и беседы по их содержанию, рассматривание картин и сочинение детьми рассказов, сказок, загадок по их содержанию, творческие задания и упражнения на подбор слов, использование коллажей, мнемодорожек и мнемотаблиц, наблюдения, игровые приёмы. Литература: 1. Рубинштейн С. Л. К психологии речи. //Уч. зап. ЛГПИ. Т35. Л.:1941. — 302с. 2. Орланова Н. А. Обучение дошкольников рассказыванию. //Автореф. канд. дис. — М.: 1967. — 150с. 3. Гурович Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в д/с. //Содержание обучения и воспитания детей в д/с. — М.: 1978.- С. 81–88. 4. Боша Р. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников. //Дис. канд.пед. наук. — М.: 1988. — 143с. 5. Чемортан С. М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинёв. — 1986. — 98с. 6. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества. //Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1977. — 265с. 7. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1991. — 188с. 8. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1993. — 173с. 9. Сомкова О. Н. Развитие творческой речевой активности ребёнка 5–6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1996. — С. 36–47. 10. Большева Т. В. Учимся по сказке. //Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Санкт-Петербург. Изд-во «Детство-Пресс», 2001. — 143с. 11. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. //Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. — Челябинск, 2000. — 45 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Чиенева, Н. Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста / Н. Е. Чиенева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8669/ (дата обращения: 21.04.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759556","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"410","width":"480"}}]]...
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...
Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития.
Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на ...
Консультация для воспитателей "Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития".
В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.В среднем дошкольном возрасте у ребенка ведущей формой...
Тексты для формирования образно-выразительных средств речи у детей дошкольного возраста
Простые тексты для детей дошкольного возраста, которые помогут во время беседы формировать пердставления о образной и выразительной речи!...
Развитие образной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особую актуальность приобретает проблема формирования образных средств языка, ко...