Конспект занятия в старшей группе «Государственные праздники России»
материал по развитию речи
Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце»
Конспект занятия в старшей группе «Государственные праздники России»
Конспект занятия в старшей группе
Цель: Формирование представления детей о Российских праздниках.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с праздниками России;
- закрепить названия праздников, даты их празднования;
- закрепить знание государственных символов России.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, внимание, память, речь детей;
- развивать чувство патриотизма.
Воспитательные:
- прививать интерес к праздникам России, к традициям русского народа;
- прививать любовь к родному краю, гордость за Родину;
- всесторонне развивать личность ребёнка.
Материал и оборудование:
- цветок с пятью съёмными лепестками;
- музыкальный центр;
- аудиозаписи;
- проектор;
- слайды с заставками к праздникам;
- конструктор;
- обручи;
- мячи;
- ватман тёмно-синего цвета;
- гуашь;
- разрезанные втулки;
- герб России, разрезанный на части;
- по два зелёных листочка на каждого ребёнка;
- бинты;
- лучики короткие и длинные по количеству детей;
- заготовка для солнышка;
- карта России.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель собирает детей в круг. В руках у воспитателя цветок с пятью лепестками цвета флага. Лепестки на цветке съёмные.
- Ребята, у меня в руках цветок, мы будем передавать его по кругу, и здороваться друг с другом. (Дети передают цветок друг другу и говорят: «Здравствуй, Аня!», и передают цветок дальше).
- Здравствуйте, ребята! Какой прекрасный сегодня день!
Сюрпризный момент.
Воспитатель:
У меня в руках цветок.
Это не букетик,
Необычный и волшебный,
Разноцветный цветик.
Лепесточки трёх цветов –
Это не случайно!
Догадались почему?
Я открою тайну!
Наш цветок – страна Россия,
А на каждом лепестке
Праздник русский есть, ребята,
Близкий всем, и вам, и мне!
- Ребята, а кто догадался, почему лепестки на цветке именно такого цвета?
2. Постановка мотивации.
- Ребята, как вы понимаете слово «праздник»?
- Каждый праздник хорош по-своему. У каждого праздника есть своё время, своя идея. И дети, и взрослые живут в ожидании праздников – весёлых, нарядных, сюрпризных. А вот о каких праздниках пойдёт речь сегодня, мы узнаем, обрывая по одному лепестку с нашего необычного цветка.
3. «День народного единства»
- Обрываю лепесток, что же там не знаю?
Вы готовы, дети? Тогда я называю!
Это праздник «День народного единства»!
- Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Я предлагаю вам послушать мой рассказ об этом празднике и истории его возникновения.
- Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальности: осетины, черкесы, татары. Все национальности равны, имеют свою культуру. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину. Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с врагами. Казалось, что национальностей, в ней живут не только русские люди, но и многие другие Русское государство погибло. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.
И вот однажды осенью Кузьма Минин – обратился к гражданам Нижнего Новгорода с призывом собирать войско для борьбы с поляками. Весь народ отозвался на его призыв, встали на защиту своей Родины, а те, кто не мог участвовать в сражении, несли деньги и драгоценности для того, чтобы купить еду, снаряжения для войска. Но Кузьма Минин не был военным человеком, и он решил обратиться к известному военачальнику к храброму и честному князю Дмитрию Пожарскому с просьбой встать во главе народного войска. Князь Дмитрий Пожарский согласился быть воеводой.
Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался как простой воин. И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едины.
В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России, звучит гимн России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят, друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния.
Игра «Собери флаг»
- Ребята, перед вами конструктор, вам нужно собрать из него флаг России.
Дети выполняют задание.
- Ну что ж, флаг собран, звучит гимн Российской Федерации.
Все присутствующие прослушивают гимн России стоя.
4. «День защитника Отечества»
- На нашем цветке ещё пять лепестков!
- Обрываю лепесток, что же там не знаю?
Вы готовы, дети? Тогда я называю!
Это праздник «День защитника Отечества».
- Ребята, а кто такие защитники Отечества?
- Правильно, это воины. Солдаты, они защищают свой народ, свою землю от врагов; охраняют мир, свободу и счастье на нашей земле. Это наша армия, которая не раз защищала свой народ от врагов. И отмечаем мы это праздник 23 февраля, потому что именно 23 февраля 1918 года была создана Красная Армия.
- А каким нужно быть, чтобы защищать нашу родину?
- Русские воины всегда отличались ловкостью, смелостью, находчивостью и выдержкой.
- Ребята, а вы знаете, что же делают солдаты в армии в мирное время?
- Да, солдаты тренируются. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, выносливыми, а ещё ловкими и меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться.
- Наши мальчики – будущие защитники Отечества. Сейчас мы проверим, насколько они сильные и ловкие.
Мальчиков делят на две команды.
Эстафета «Попади в цель»
Перед каждой командой находятся обручи на расстоянии 3 метра, каждый участник забрасывает мяч в обруч.
Эстафета «Передай снаряд»
Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передает мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встает первым и передает мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернется на свое место.
- Какие вы все молодцы! Скоро наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию, как их дедушки и папы, и станут настоящими защитниками Отечества.
5. «День Победы».
- Обрываю лепесток, что же там не знаю?
Вы готовы, дети? Тогда я называю!
Это праздник «День Победы!»
- Каждый год 9 Мая наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа.
- 9 Мая – это День Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. В этот день и радость, и скорбь рядом. Скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на войне, радость – от победы над фашистами.
- Вторая мировая война — самая крупная война в истории человечества. Началась она 22 июня 1941 года в четыре утра, неожиданным нападением Германии. И длилась она долгих четыре года. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети приняли участие в этой войне. Нелёгким был путь к победе. Бои шли на земле, в небе, на море. 9 мая 1945 года фашисты признали полное своё поражение. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.
- Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в войне.
- Предлагаю почтить память всех погибших минутой молчания.
- Каждый год, 9 мая, в честь воинов победителей в небо взлетают искры салюта. И мы сегодня с вами нарисуем салют, в честь праздника Победы. Чтобы всегда был мир на нашей земле.
Коллективная работа «Праздничный салют» (Рисование)
Дети при помощи разрезанных втулок от туалетной бумаги рисуют салют разноцветной гуашью на тёмно-синем ватмане.
- Посмотрите, какой салют у нас получился!
Воспитатель демонстрирует рисунок под звуки салюта.
6. «День России»
- На нашем цветке осталось три лепестка. Хотите узнать, о каком празднике мы узнаем сейчас?
- Обрываю лепесток, что же там не знаю?
Вы готовы, дети? Тогда я называю!
Это праздник «День России»!
- Ребята, День России мы отмечаем 12 июня. День России – это праздник свободы, мира и добра. Этот праздник символизирует единство всего нашего многонационального народа, напоминает, что все несут ответственность за настоящее и будущее нашей Родины.
- А что такое Родина?
- Молодцы! Наша Родина Россия большая, могучая, многонациональная!
- У нашей страны очень большая и интересная история. Праздник День России появился не так уж давно. Когда Ваши мамы и папы были примерно такими же, как и вы, наша страна была частью другой страны, она называлась СССР – Союз советских социалистических республик. Он объединял 16 разных республик. Они жили дружно, но произошло так, республики стали отделяться от союза и становились отдельными государствами. Вот и наша Россия вышла из состава СССР и стала отдельным государством. И этот день стал называться Днём независимости России. Ведь она стала отдельным, независимым государством. И отмечался он 12 июня 1990 в первый раз. В 1994 году президентом был издан указ, что этот день станет Днём России.
- У России есть свои государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаг мы сегодня собрали из конструктора, гимн прослушали, а вы видели герб нашей страны?
- На гербе России присутствует два основных цвета – красный и жёлтый, точнее золотой. Золотой орёл на красном щите. Орёл – символ непобедимости и силы.
- У меня на столе тоже лежит герб России, но он рассыпался на части, кто поможет его собрать?
Игра «Собери герб России»
Дети все вместе или несколько человек собирают разрезанный на части герб по образцу.
- Ребята, наша страна очень красивая. Она славится своей природой, своими традициями. Только в нашей стране растут красивейшие белоствольные берёзы. Возьмите в руки по два зелёных берёзовых листочка и встаньте в круг. Повторяйте за мной.
Танец «Берёзы»
Звучит песня группы Любэ «Берёзы».
Отчего так в России берёзы шумят? (Поднимают руки вверх, качают листочки)
Отчего белоствольные все понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят. (Обнимают себя)
И листву так печально кидают. (Опускают руки)
Я пойду по дороге - простору я рад. (Идут по кругу)
Может это лишь всё, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят, (Поднимают руки вверх, качают листочки)
Под рубахою душу лаская?
А на сердце опять горячо-горячо, (Прижимают листочки к сердцу)
И опять, и опять без ответа,
А листочек с берёзки упал на плечо. (Руки в стороны, кладут листочки друг другу на плечи)
Он, как я, оторвался от веток. (Подбрасывают листочки вверх)
- Как красиво, ребята, у вас получилось! Молодцы!
7. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- О каких праздниках и памятных датах шла речь?
- Какие праздники вы отмечаете в своих семьях?
- Ребята, а что было самым интересным сегодня?
- Наша страна большая и могучая! Я желаю нам всем, ребята, чтобы Россия процветала, чтобы не было войны и, чтобы над ней всегда светило солнце!
- Посмотрите, над нашей страной светит солнце, но у него совсем нет лучиков. Если вам очень понравилось наше занятие приклейте к нему длинный лучик, а если было скучно – короткий!
Дети приклеивают лучики, воспитатель помещает солнце над картой России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для средней группы "Государственный флаг России" с презентацией.
Занятия в ДОУ с использованием ИКТ имеет множество приимуществ: позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; использование мультимед...
Конспект НОД в старшей группе «Государственные символы России»
Цель: формирование системных представлений о государственной символике родной страны у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД в старшей группе «Государственные символы России»
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины...
Конспект ООД детей старшей группы «Государственная символика России»
Ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: флагом, гимном, гербом....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Государственные символы России"
Познакомить детей с символами нашей Родины,с их историей. Герб, гимн, флаг - это символы достоинства страны....
Интегрированное занятие в старшей группе "Государственные символы России"
Цель: познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.Задачи:Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.Воспитывать духовные и патриотич...