Семинар – практикум для воспитателей « Подготовка к обучению грамоте в соответствии с требованиями ФОП ДО»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Трапезина Елена Константиновна

В период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д\с № 6 «Колокольчик»

155360, Ивановская область, г. Пучеж, ул. Заводская, д.8/1

Семинар – практикум для воспитателей

« Подготовка  к  обучению  грамоте  в соответствии с требованиями ФОП ДО»

Разработала

старший воспитатель

МДОУ д\с №6 «Колокольчик»

Е.К.Трапезина

        

        г. Пучеж

                                                              2024г.

1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.

В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

  1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  2. Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

  1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, самообучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
  3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
  4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
  5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
  6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;
  • выделять звуки;
  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;
  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармонической личности.

  • Какие звуки называются гласными?
    (при произношении которых воздушная струя не встречает преград; гласные звуки можно пропеть)
  • Сколько гласных звуков? Назовите их. (А, О, У, И, Ы, Э)
  • Какие звуки называются согласными? (при произношении которых воздушная струя встречает преграды: язык, зубы или губы; согласные звуки нельзя пропеть).
  • Какие согласные всегда твердые? (Ш, Ж, Ц) Всегда мягкие? (Й, Щ, Ч).
  • Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
  • Что такое предложение? (это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием).

В НОД по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

  • с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
  • в речевом плане (проговаривание);
  • по представлению — в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

  1. Произнеси слово и послушай его.
    До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
  2. Произнеси слово по слогам.
  3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
  4. Обозначь выделенный звук фишкой.
  5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
  6. Третий звук и т.д.
  7. Прочитай по фишкам слово целиком.
  8. Ответь на вопросы:
    — сколько всего звуков в слове?
    — сколько гласных?
    — сколько слогов?
    — сколько согласных?

Рассмотрим организацию сюжетно – тематических периодов НОД:

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» — «слово», «гласный звук» — «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • показывается “профиль” звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
  • звуки обозначаются цветными символами;
  • определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша - здороваются,

со-шо-со-шо - удивляются,

су-шу-су-шу - сердятся,

сы-ши-сы-ши - прощаются.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются: — в снятии усталости напряжения; — в внесении эмоционального заряда; — в совершенствовании общей моторики; — в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

7. Работа над предложением. 

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)

Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.

  Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

8. Произношение звука в связной речи. 

Основная задача данного этапа:

  • совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.

Попутно решаются и другие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.

Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.

9. Обучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.

По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.

Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.

Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.

10. Итог занятия.

Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.

В конце занятия детей может ожидать сюрприз.

Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.

Задание 1 – для команды «Любознайки»

Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет – (одна манжета).
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

Задание 2 – для команды «Любознайки»
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
Калина

Задание 2 а – для команды «Любознайки»
Выбрать слова, подожие для звукового анализа.
мак, мыло, мухи, облако, сетка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Задание 3 – для команды «Любознайки»
Восстановить текст.
Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков.

Задание 1 – для команды «Грамотейки»

Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – (детеныш обезьяны).
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Задание 2 – для команды «Грамотейки»
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
Кепка

Задание 2 а – для команды «Грамотейки»
Выбрать слова, похожие для звукового анализа.
кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

Задание 3 – для команды «Любознайки»
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелисточки. При де тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

Старший воспитатель: На этом наша встреча подошла к концу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Семинар - практикум для воспитателей «Формирование РППС в ДОУ в соответствии ФГОС ДО»

В данном семинар - практикум для воспитателей раскрываются принципы построения  развивающей предметно - пространственной среды в  ДОУ в соответствии ФГОС ДО....

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Реализация образовательной области Физическая культура в соответствии с ФГОС»

Разминка:Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик буквы: Л, Д, Р.К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3, не повторяясь (например, 1Л,4Р, и т. д...

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОСПроцесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенде...