Проект "Космос"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Продолжать расширять представление детей с ОНР о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Познакомить с первым человеком героической профессии лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к своей Родине. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной элементарной исследовательской деятельности.Привлекать родителей к совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 35.02 КБ |
prilozhene_k_proektu_kosmos.docx | 700.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта «КОСМОС»
Логопедическая группа с ОНР
Учитель-логопед: Матвиенко Л.В.
Тип проекта: - информационный,
- исследовательский,
- речевой.
Продолжительность: краткосрочный: 1 апреля- 14 апреля 2024г. .
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, об освоении космоса людьми. Расширять и обогащать словарь по теме «Космос». Воспитывать чувство гордости за отечественную космонавтику, за первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина . Развивать связную речь, коммуникативные навыки, зрительное внимание и творческое воображение.
Задачи:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым человеком героической профессии лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. 4.Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к своей Родине.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной элементарной исследовательской деятельности.
8. Привлекать родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта:
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. К. Циолковский .
Космос – это обширная тема , вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Как поддержать интерес ребенка с ОНР к неизвестному космосу?
С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Как активизировать детей на поиск нестандартных ответов на вопросы? Метод проекта позволит детям с ОВЗ усвоить сложный коррекционный и познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая деятельность интересной, мотивационной и увлекательной.
При решении проекта «Космос» были использованы разные подходы.
- В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая и связная речь, обращается внимание на правильное произношение поставленных у каждого ребенка звуков.
- Совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата, происходит закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, поощряется необычное решение проблемных ситуаций.
- У детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой, активизируется словарь по теме.
- Участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» работают в содружестве.
Краткое содержание проекта
Этапы реализации проекта | ||||||
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |||
1 этап | ||||||
1 | Выявление первоначальных знаний детей с ОНР о космосе. | 1 апреля | Учитель-логопед | |||
2 | Информирование родителей о предстоящей деятельности. | 2 апреля | Учитель-логопед, воспитатели | |||
3 | Подбор литературы , фотографий о космосе, создание презентаций, плакатов, оборудования для работы в интерактивной песочнице; карточек «Звуки космоса» для подбора детьми к нужной картинке-символу повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации . | 1-5 апреля | Учитель-логопед | |||
2 этап | ||||||
Проведение недели космоса в группе. | 8-12 апреля | Учитель-логопед, воспитатели | ||||
Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, экспериментирование, опыты, квест и другое. Индивидуальная и групповая работа. | 8-12 апреля | Учитель-логопед | ||||
Работа с родителями по заданной теме | 8-11 апреля | Воспитатели | ||||
3 этап | ||||||
-Участие в выставке творческих работ по теме «Всемирный день Земли» (совместная работа детей и родителей). -Детское интервьюирование по итогам представленных семейных фотографий. «Мой рассказ для гостей с другой планеты о том, как земляне заботятся о природе, животных» | До 12 апреля 12 апреля | Воспитатели, родители Учитель-логопед. | ||||
Участие с методической разработкой : квест «Одиссея летчиков-космонавтов » во Всероссийском фестивале «Космо-Фест-2024» . Тематика посвящена достижениям космонавтики России, а также памятным датам: 90-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина и 40-летию первого выхода в открытый космос женщины-космонавта С.Е. Савицкой. | 26.02-17.04 | Учитель-логопед | ||||
Публикация проекта, фотоотчета по проекту на сайте ДОУ, в СМИ | 12 апреля | Учитель-логопед |
Предварительная работа:
1.Подготовить презентации о космосе, о солнечной системе, о Ю. Гагарине.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи; загадки о космосе, ракете, звёздах; музыку.
4. Подготовить карточки для задания «Куда летят ракеты?» Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. Цель: закрепление пространственных представлений, активизация словаря по теме.
Содержание проекта.
Беседы с использованием презентаций, интерактивной песочницы, интерактивного стола; эксперименты, квест и другое.
- Беседа «Что такое космос?».
Цель: дать детям элементарное представление о планетах солнечной системы, о солнце. (Использование интерактивной песочницы) - Презентация «Профессия космонавт. Ю Гагарин». Цель: формировать у детей понятие о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
- Экспериментирование со шлемами. Цель: дать ребенку на личном опыте почувствовать ощущения от элементов снаряжения космонавта .
4.Опыт . «Процессы на нашей планете – Земля или что увидел космонавт в иллюминатор?». (Опыт «Вулкан»). Цель: объяснить детям, что такое вулкан? Показать, как видятся из космоса на нашей Земле вулканические горы .
5. Составление рассказов по интеллектуальной карте «Первый космический полет».(Работа на интерактивном столе) Цель: закрепить знания детей о первом полете в космос, упражнять в составлении рассказа по зрительному плану.
6 «Солнце - источник жизни на Земле». Исследование с детьми в затемненном помещении. Цель: уточнить знания детей о том, почему бывают день и ночь, о значении солнца для жизни на Земле, дать понятие о том, что Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещённой половине земного шара день, на неосвещённой — ночь .
Оборудование: глобус- планета Земля, светильник –солнце.
Итог: составление рассказа «Ночь и день на планете Земля»
7.Интерактивная нейроигра «Окно в космос. Цель: закрепить знания о великих русских ученых, основоположника х российской космонавтики : Циолковском К.Э., Королеве С.П.
8.Эстафета
«Космическая эстафета» . Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет: «Невесомость» , «Лазерная сеть» , «Кольца Сатурна».
9. Фотосессия " Космические туристы" . С последующим составлением рассказа «Как я побывал в космосе» ( Придумать и описать сюжет «увиденного в космосе») Цель: формировать неязыковые средства выразительности на воображаемое событие; способствовать развитию умения придумывать сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни; активизировать словарный запас детей: «старт с космодрома» , «космическое пространство», «полет», «иллюминатор», «открытый космос» , «Млечный путь», «удачное приземление».
10. Составление с детьми «письма» первой женщине вышедшей в открытый космос, дважды Герою Советского Союза Светлане Евгеньевне Савицкой .( В повествование включить краткое описание примера героизма женщины-космонавта , вспомнить о том, что в честь Савицкой С.Е. названы две малые планеты (астероиды) «Света») и («Савицкая». В честь неё написано стихотворение «Две звезды» , автор Нелли Бородянская.
Речевые и коррекционные игры:
- Игра «Звуки космоса».
-Игра « Подели слова о космосе на части»( выкладывание слогов счетными палочками).
- Игра «Четвертый лишний».
-Игра“ Скажи наоборот”.
-Игра «Добавь словечко».
-Звуковой анализ слова «МАРС».
-Игра « Что сделал космонавт?
Итог:
1. Оформление итоговой презентации –отчета по теме
2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).
Предварительный просмотр:
Приложение. Фотографии к проекту « Космос»