Проект "Космос"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Матвиенко Любовь  Викторовна

Продолжать расширять представление детей  с ОНР о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Познакомить с первым человеком героической профессии лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.      Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к своей Родине.   Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной элементарной исследовательской деятельности.Привлекать родителей к совместной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx35.02 КБ
Файл prilozhene_k_proektu_kosmos.docx700.95 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная  карта проекта «КОСМОС»

 Логопедическая группа с ОНР

Учитель-логопед: Матвиенко Л.В.

Тип проекта: - информационный,
                            - исследовательский,
                            - речевой.

Продолжительность: краткосрочный: 1 апреля-  14 апреля 2024г. .
    Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
    Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, об  освоении космоса людьми.  Расширять и обогащать словарь по теме «Космос». Воспитывать чувство гордости за отечественную космонавтику,  за  первого  в мире космонавта Ю. А. Гагарина . Развивать связную  речь, коммуникативные  навыки,  зрительное внимание и творческое  воображение.

    Задачи:

  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
    2. Познакомить с первым человеком героической профессии лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.                            
    3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. 4.Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к своей Родине.  

5.  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

 7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной элементарной исследовательской деятельности.                                              
8. Привлекать родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. К. Циолковский .

Космос – это обширная тема , вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Как поддержать интерес ребенка с ОНР к неизвестному космосу?

С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему  узнавать новую, интересную информацию про космос? Как активизировать детей  на  поиск  нестандартных ответов на вопросы? Метод проекта позволит детям с ОВЗ усвоить сложный коррекционный и познавательный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая деятельность интересной, мотивационной и увлекательной.

При решении проекта «Космос» были использованы разные подходы.

  • В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая  и связная речь, обращается  внимание на правильное произношение поставленных   у  каждого ребенка звуков.
  • Совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата, происходит  закрепление  сенсорных  эталонов, развитие  мелкой  моторики, поощряется необычное решение проблемных ситуаций.
  • У детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой, активизируется  словарь по теме.  
  •  Участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели»  работают в  содружестве.

                               Краткое содержание проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап

1

 Выявление первоначальных знаний детей с ОНР  о космосе.

1 апреля

Учитель-логопед

2

 Информирование родителей о предстоящей деятельности.

2 апреля

Учитель-логопед, воспитатели

3

Подбор литературы , фотографий о космосе, создание презентаций,  плакатов, оборудования для  работы  в интерактивной песочнице; карточек «Звуки  космоса» для  подбора детьми к нужной картинке-символу   повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации .

1-5 апреля

Учитель-логопед

2 этап

Проведение недели космоса в группе.

8-12 апреля

Учитель-логопед, воспитатели

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, экспериментирование, опыты,  квест и другое.

Индивидуальная и групповая работа.


8-12 апреля

Учитель-логопед

Работа с родителями по заданной теме

8-11 апреля

Воспитатели

3 этап

-Участие в  выставке творческих работ по теме «Всемирный день Земли» (совместная работа детей и родителей).

-Детское интервьюирование   по итогам представленных семейных фотографий. «Мой  рассказ для  гостей  с другой  планеты о том, как земляне заботятся о природе, животных»

До 12 апреля

12 апреля

Воспитатели, родители

Учитель-логопед.

Участие  с методической  разработкой :  квест  «Одиссея летчиков-космонавтов » во  Всероссийском фестивале «Космо-Фест-2024» . Тематика  посвящена  достижениям космонавтики России, а также памятным  датам: 90-летию со дня  рождения Ю. А. Гагарина и 40-летию первого выхода в открытый космос женщины-космонавта С.Е. Савицкой.

26.02-17.04

Учитель-логопед

Публикация проекта,  фотоотчета  по  проекту   на сайте  ДОУ, в СМИ

12 апреля

Учитель-логопед

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, о  солнечной системе, о Ю. Гагарине.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».                                        
3. Подобрать сказки, стихи; загадки о космосе, ракете, звёздах; музыку.  

4. Подготовить карточки для  задания «Куда  летят ракеты?»  Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. Цель: закрепление пространственных представлений, активизация   словаря  по теме.         

Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций, интерактивной  песочницы, интерактивного стола;  эксперименты,  квест и другое.

  1. Беседа «Что такое космос?».
     Цель: дать детям элементарное представление о планетах солнечной системы, о  солнце.  
    (Использование  интерактивной  песочницы)
  2. Презентация  «Профессия  космонавт. Ю Гагарин». Цель:   формировать у детей понятие о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
  3. Экспериментирование со  шлемами. Цель: дать ребенку на личном опыте почувствовать ощущения от элементов  снаряжения  космонавта .
    4
    .Опыт .  «Процессы на нашей  планете – Земля или  что  увидел космонавт  в иллюминатор?». (Опыт «Вулкан»). Цель: объяснить детям, что такое вулкан?  Показать, как видятся из космоса на нашей Земле вулканические горы  .
            5. Составление рассказов   по интеллектуальной  карте  «Первый космический  полет».(Работа  на интерактивном  столе) Цель: закрепить знания  детей  о первом  полете в  космос, упражнять  в  составлении рассказа  по зрительному  плану.

6  «Солнце - источник жизни на Земле». Исследование  с детьми  в затемненном  помещении. Цель: уточнить знания детей о том, почему бывают день и ночь, о значении  солнца для  жизни на Земле, дать понятие о том, что Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещённой половине земного шара день, на неосвещённой — ночь .

 Оборудование:  глобус- планета  Земля,   светильник –солнце.

Итог: составление рассказа  «Ночь и день на  планете Земля»

7.Интерактивная нейроигра  «Окно в космос.  Цель: закрепить знания о великих русских ученых, основоположника х российской космонавтики : Циолковском К.Э., Королеве С.П.

8.Эстафета

 «Космическая эстафета» . Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет:  «Невесомость»    , «Лазерная  сеть»  , «Кольца  Сатурна». 

9. Фотосессия " Космические туристы" . С  последующим составлением рассказа «Как я  побывал в космосе» ( Придумать  и описать сюжет «увиденного в космосе») Цель: формировать неязыковые средства   выразительности на воображаемое  событие; способствовать развитию умения придумывать сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни; активизировать словарный запас детей: «старт с космодрома» , «космическое пространство»,  «полет», «иллюминатор», «открытый космос» , «Млечный  путь», «удачное  приземление».

10. Составление с детьми «письма»  первой женщине вышедшей в открытый космос, дважды Герою Советского Союза Светлане Евгеньевне Савицкой .( В повествование  включить краткое описание примера  героизма женщины-космонавта , вспомнить о том, что в честь  Савицкой С.Е. названы две малые планеты (астероиды) «Света») и («Савицкая». В честь  неё написано стихотворение «Две звезды» , автор Нелли Бородянская.

Речевые и коррекционные игры:

- Игра «Звуки  космоса».
-Игра « Подели слова о космосе на части»( выкладывание слогов счетными  палочками).
- Игра «Четвертый лишний».
-Игра“ Скажи наоборот”. 

-Игра «Добавь  словечко».

-Звуковой  анализ слова «МАРС».

-Игра « Что  сделал  космонавт?

Итог:

1. Оформление итоговой презентации –отчета по теме

2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).        



Предварительный просмотр:

Приложение. Фотографии к проекту « Космос»

C:\Users\Люба\Desktop\IMG_20240409_112826 - копия.jpg

C:\Users\Люба\Desktop\IMG_20240409_112123 - копия.jpg

C:\Users\Люба\Desktop\2 - копия.jpg

C:\Users\Люба\Desktop\1 - копия.jpg

C:\Users\Люба\Desktop\5 - копия.jpg

C:\Users\Люба\Desktop\3 - копия.jpg