КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГР (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ).
картотека по развитию речи

Гордеева Евгения Андреевна

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Во время игры ребенок получает всестороннее развитие: получает новые знания, опыт коммуникации с окружающими, отдыхает и развлекается, овладевает умениями и навыками. Развиваются также и психические процессы — мышление, память, воображение, речь и другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека пальчиковых игр 28.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГР

 (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ).

СОСТАВИЛА: ГОРДЕЕВА ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВНА

        

Пальчиковая гимнастика

Речедвигательные игры

Если листья пожелтели, (сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит, (делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.) Птицы к югу полетели, (ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.) Значит, осень к нам спешит. (хлопок, кулачок.)

Ходит осень по дорожке, Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя) Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз) Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

«Дождик осенний»

Дождик осенний из туч моросит, (броски расслабленными кистями рук) Дерево сбросив листочки стоит (руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев) Ветер осенний ветви качает (плавно покачивают руками) Листья под деревом ветер гоняет. ( «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…») «Вдруг закрыли небо тучи» Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаемся на носочки и поднимаем вверх перекрещенные руки.) Начал капать дождь колючий. (прыжки на носочках, руки на поясе.) Долго дождик будет плакать, (приседаем, руки на поясе.) Разведёт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, (идём по кругу с высоким подниманием колена.) Поднимай повыше ноги.

«Вдруг закрыли небо тучи»

Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаемся на носочки и поднимаем вверх перекрещенные руки.) Начал капать дождь колючий. (прыжки на носочках, руки на поясе.) Долго дождик будет плакать, (приседаем, руки на поясе.) Разведёт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, (идём по кругу с высоким подниманием колена.) Поднимай повыше ноги.

«Осень»

Осень, осень, Приходи! (трем ладошки друг о друга)

Осень, осень, Погляди! (зажимаем кулаки по очереди)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет, (ладони гладят по коленям)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в

разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo

по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

«Листики осенние»

Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, (легкий бег по кругу) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)

«Компот» (фрукты)

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот. (Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и сахарный песок. (Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Опять «варить» и «размешивать».) «Яблоко» Вот так яблоко! (встали) Оно (руки в стороны) Соку сладкого полно. (руки на пояс) Руку протяните, (протянули руки вперед) Яблоко сорвите. (руки вверх) Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками) Трудно яблоко достать. (подтянулись) Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули) И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко! (встали) Оно (руки в стороны) Соку сладкого полно. (руки на пояс)

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали) Оно (руки в стороны) Соку сладкого полно. (руки на пояс) Руку протяните, (протянули руки вперед) Яблоко сорвите. (руки вверх) Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками) Трудно яблоко достать. (подтянулись) Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули) И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко! (встали) Оно (руки в стороны) Соку сладкого полно. (руки на пояс)

«Лимон»

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (одноимённые пальцы соединяются подушечками - показываем лимон). Кислым соком брызжет он (пальцы резко разводим в стороны). В чай его положим (соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай»). Вместе с жёлтой кожей (пальцы в том же положении, делаем вращательные движения - «помешиваем чай»).

«Яблочко»

На носочки я встаю, (подняться на носки)

Яблочко я достаю, (руки вверх)

С яблочком бегу домой, (бег на месте)

Мамочке подарок мой! (хлопки в ладоши)

«Салат».

Мы морковку чистим- чистим,(энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой). Мы морковку трём-трём, (прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад). Сахарком её посыплем («посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками). И сметанкою польём. (кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая). Вот какой у нас салат, (протягивают ладони вперёд). Витаминами богат! (поглаживают ладошкой живот)

«Овощи»

В огород пойдем, (шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем ( «таскают»)

И картошки накопаем.(«копают»)

Срежем мы кочан капусты, («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (шаги на месте)

«По грибы»

В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху) Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки) Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей») Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

«На полянке»

На поляне кедр могучий задевает кроной тучи. (стоя на правой ноге, тянем руки вверх, потом то же на левой.) Рядом с ним растет сосна, К небу тянется она. Мы внизу грибочки ищем и в траве усердно рыщем. (наклонится вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.) Раз — грибок и два — грибок, положи их в кузовок.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) В лес идём мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами ) За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. (загибают пальчики, начиная с большого.)

«За малиной».

 За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки) Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды) Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх) А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол) Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки) Ягодка-малинка.

«Прогулка по городу»

Мы по городу шагаем, Много видим, называем: («шагают» пальчиками по столу) Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. (загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

«Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх) Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) Степи широкие, (раскидываем руками) Леса большие, (руки вверх) А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

«Мебельный магазин»

Эту мебель мы купили (ребенок ритмично сжимает С папой вместе в магазине. и разжимает пальцы рук). Это стул, на нем сидят. (загибает или разгибает пальцы Это стол, за ним едят. на руке, перечисляя мебель). На диване отдыхают, Книги умные читают. На кровати крепко спят. Вещи все в шкафах хранят. Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. (произносит текст, ритмично сжимает и разжимает пальцы рук).

«Электроприборы»

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши) С мамой мы утюг купили. Будем гладить, а потом (имитируют глажку белья) Всё на полки уберем. Ну, а с папой мы вдвоем (имитируют уборку) Пылесосом пол протрем. С делами управимся (хлопают в ладоши) К телевизору усядемся (приседают)

«Мебель»

Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Много мебели в квартире В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок. Много мебели в квартире!

«Мебель»

На кровати можно спать, (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху) Стулья, стол – переставлять. (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки) В шкаф я книги буду ставить, (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз) Кресла буду застилать. (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх) С полки буду пыль стирать, (правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью) Тумбу – в чистоте держать. (левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди) И скажу вам без прикрас, ( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв) Эта мебель – просто класс! (большие пальцы вверх)

«Моя семья»

Раз уселась на скамейке, Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак) Самой первой села мама, (разогнуть большой палец) Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный) Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный) Ну а мне где поместиться? (разогнуть мизинец)

«Мамам дружно помогаем»

Мамам дружно помогаем: Сами в тазике стираем. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. (наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.) Через двор растянем ловко Для одежды три верёвки. (потягивания — руки в стороны) Светит солнышко-ромашка, Скоро высохнут рубашки. (потягивания — руки вверх)

«Посуда»

Вилки, ложки и ножи Ты к обеду положи. Не забудь еще тарелки – И глубоких дай и мелких. И стаканы - под компот, И салфетки – на расход. Хлеб и соль поставь на стол – Скажут люди хлебосол. Произнеся выделенные слова, загибаем пальцы сначала на правой, а потом на левой руке.

«Посуда»

 Вот большой стеклянный чайник, (надули животики, одна рука на поясе - ручка), Очень важный, как начальник. (другая изображает носик) Вот фарфоровые чашки, (присели, рука на поясе) Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (покружились) Только стукни, разобьются. Вот серебряные ложки, (руки сомкнуты над головой, тянутся вверх) Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, ( руки перед собой, ходьба на месте). Он посуду нам принёс.

«Зима»

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу) Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.) Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши) Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть) Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.) Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями) Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

«Зима»

Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны). Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой). Снег на улице идёт, (двигают руками сверху вниз). Дворник улицу метёт, (имитируют). Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперёд). Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину, медленно кружатся). Ловко бегаем на лыжах, (имитируют). И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки).

«Зимующие птицы»

 Шишка, ты вкусна, толста (Сцепить указательные пальцы) И прекрасна для клеста. (Перецепить пальцы) А снегирь, стряхнув снежинки, («Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти) Поклюет зимой рябинки. (Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь «гроздь рябины»)

«Снегири»

Вот на ветках посмотри, (хлопать руками по бокам). В красных майках снегири. (наклонять голову в сторону) Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строчки частое потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам). Греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят. (повороты головы). Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями) За метелью! За метелью!

«Белочка»

Сидит белка на тележке, (хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно) Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – (загибают по одному пальцы, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

«Зайчата»

Скок-поскок, скок-поскок, Прыгнул зайка на пенёк. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем в присядку, Чтоб не мёрзли лапки. (Дети выполняют движения под текст стихотворения)

«Весна»

Солнышко, золотое донышко — (пальчики по два раза касаются большого пальца) Гори ясно, чтобы не погасло — (пальчики по два раза касаются большого пальца) Побежал в саду ручей — (указательным и средним пальцами бегают по столу) Прилетели сто грачей — (скрещивают кисти и изображают машущие крылья) А сугробы тают — (работают кистями, сжимая кулачки) Цветочки подрастают — (трясут пальцами над головой).

«Весна идет»

Весна идёт, (шаги на месте) Весна поёт, («дудочка» руками) Весна согревает, (потянулись к «солнышку», погладить себя обнимающими движениями) Весна убирает, («подметаем») Листья распускает, (делаем «бутон» руками) Птичек созывает, (зовем руками птичек) С солнышком танцует (кружатся) И цветы рисует. («рисуем»)

«Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят, (пальцы сжимают и разжимают) Космонавт летит в ракете. (ладони сомкнуты над головой) День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, (соединяют пальцы) Горы, реки и моря. (руки разводят в стороны) Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. (ладони над головой «крышей»).

«Космодром»

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.) Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.) Мало времени для взлёта, (марш на месте.) Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.) Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.) Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.) Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах) Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой артикуляционной и дыхательной гимнастики для подготовительной группы.

Картотека пальчиковой артикуляционной и дыхательной гимнастики для логопедической подготовительной группы по темем недели в таблице....

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в подготовительной группе.

Картотека пальчиковых игр  по лексическим темам  в подготовительной к школе группе....

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группе

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группеЦель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для подготовительной группы 2 часть

картотека может быть использована как для педагогов, так и для консультаций с родителями или материала для стенда...

Картотека пальчиковых и подвижных игр для детей подготовительной группы

laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».Д.В.Менджерицкая...

Картотека пальчиковой гимнастики для средней , старшей и подготовительной группы

Картотека пальчиковой гимнастики для средней , старшей и подготовительной группы Картотека пальчиковой гимнастикидля средней группы«Дружба»Дружат в нашей группеДевочки и мальчики.Мы с...