мастер класс
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема нашего мастер-класса:
«Карты Проппа, как средство речевого развития дошкольников»
Эта тема выбрана мною не случайно.
Формирование умений и навыков связной речи дошкольников – одна из важнейших задач системы дошкольного образования.
Красиво, связно, логично говорить - нужно обучать. Только специальное речевое развитие и воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой связное развернутое высказывание из нескольких предложений. Поэтому, одним из приоритетных направлений моей работы с дошкольниками является развитие связной речи.
Рассматривая данную тему , я ставила перед собой цель:
Изучить процесс развития связанной речи дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа. В ходе изучения методической литературы по развитию речи я познакомилась с работой Владимира Яковлевича Проппа «Морфология волшебной сказки»
Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию и представил их в виде карт.
- Что же представляют карты Проппа?
Одна карта - это определённое событие сказки.
(Показываю карты с надписями (постепенно выкладываю перед волонтерами и объясняю их функции т.е. начало сказки )
- Как обычно начинаются сказки (с каких слов)?
(Жили- были. В некотором царстве, в некотором государстве…)
- Как называется начало сказки? (Зачин).
- На карте нарисован домик. (1 карта) Эта карта Проппа обозначает зачин.(Жили – были)
- Кто живет в сказке?( герой)
- Какие герои бывают?( плохие и хорошие)
- Верно, а еще мы их называем добрыми и злыми.
Эта карта обозначает доброго героя(2 карта), а эта карта(3 карта) – злой герой.
Злого героя Владимир Пропп называл вредитель или антигерой.
- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца.
- Что содержит наказ родителей?
(приказ, просьба, наставление ) А есть ли в наказе родителей запрет.? Эта карта обозначает запрет. (4 карта)
Послушайте дальше.
Девочка посадила братца на траву под окном и побежала на улицу к подружкам.
- Выполнила девочка наказ родителей?
Нет, она нарушила запрет. (5 карта) Эта карта обозначает нарушение запрета.
- Чтобы спасти братца девочка покидает дом (6 карта) эта карта обозначает герой покидает дом).
- Девочка спасает братца, бежит домой, ее пытаются догнать гуси-лебеди (7 карта) (эта карта обозначает погоня)
- В пути ей помогают яблонька, печка, речка. ((8 карта) эта карта обозначает спасение от преследования)
Заканчивается сказка так: Прибежала девочка домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села .
Счастливый или грустный конец у сказки? (10 карта) эта карта обозначает счастливый конец. )
- Так чему же учит эта сказка? (Слушайся родителей)
То есть послушанию, поучение. Эта карта обозначает мораль.
На примере этих нескольких карт я познакомила вас функциями карт Проппа.
Знакомство детей с картами Проппа происходит постепенно.
Из своего опыта я поняла, что первое знакомство с картами Проппа лучше проводить на маленьких текстах, например, потешках.
Огуречик, огуречик!Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт.Тебе хвостик отгрызёт
( на планшете на нижней линейке)
- Кто является героем потешки? ( Огуречик. –это герой добрый. (карта герой добрый)
- Какой запрет для огуречка содержится в потешке? – не ходи на тот конечик (карта запрет)
- Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Мышка у нас добрый или злой герой? (карта герой злой)
Как Владимир Пропп назвал злого героя вредитель
- Чему учит потешка? (Быть послушным.)
- Что будет с огуречком, если он не послушается?(Останется без хвоста)
А эта карта обозначает мораль. (карта)
- От потешек переходим к сказкам. Определить героев сказки нам помогут загадки.(загадываю и ставлю картинки)
- У него 4 лапки- эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей, он гроза для мышей. (Кот)
- Спозаранку встаю , звонким голосом пою.
Травку разгребаю, зерна собираю. Кто я дети? ( Петушок)
- Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
-Так ка же называется наша сказка?
Сказка называется « Кот, петух и лиса.»
Чтение или рассказывание сказки сопровождаем выкладыванием карт.
Раз, 2,3,4,5 пора сказку начинать.
Мы все знаем, что начало сказки это зачин. Какой же зачин в нашей сказке?
Жили –были. (ставлю карту домик) в лесу в маленькой избушке кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
Cобирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. (Ставлю карту запрета)
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла (Ставлю карту нарушение запрета).
Петушок испугался, закричал:
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы.
Котик братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка.
Погнался за лисой что было духу (Карта погоня),
догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
С тех пор опять кот да петух живут вместе,
а лиса уж больше к ним не показывается. ( карта счастливый конец. )
-Кто жил в избушке? Что случилось с петушком?( беда) .Почему?.Случилась бы беда, если петух послушался кота? Какой петушок? (Доверчивый, любопытный, непослушный.)
Так чему учит эта сказка?( послушанию)карта мораль.
Перед нами модель сказки. Коллеги, Расскажите эпизод сказки по картам Проппа. ( спрашиваю их)Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Различное соединение и расположения карт даёт множество вариантов для пересказа и составления сказочных историй. Как изменится сюжет сказки, если уберем нарушение запрета
Давайте с вами попробуем поиграть.
- Коллега, какая у вас любимая сказка?
Выберите любую карту и расскажите эпизод, соответствующий ей.
Чтобы познакомить с функциями карт, в своей работе нужно использовать небольшие сказки и соответственно небольшое количество карт ( от 5 до 8)
По мере накопления опыта работы с картами и усвоения их функций детям можно предложить задания:
- найди знакомые « карты « в новой , только что прочитанной сказке;
- самостоятельно определи отсутствие знакомой карты;
- поставь карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
- найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.
При помощи карт ребенок усваивает содержание сказки, что облегчит её пересказ, а впоследствии будет способствовать созданию собственной сказки.
Кроме того, наглядность позволяет удерживать в памяти гораздо больше информации, так как детям данного возраста характерно наглядно-образное мышление. Таким образом, мы видим, что карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения. Дети учатся пересказывать сказку, соблюдая логику развития сюжета.
Я закончила, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...
- Мне нравится (1)