Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе

Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_r.r_pereskaz_rasskaza_pozharnye_sobaki.docx24 КБ
Файл pozharnye_sobaki.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе

Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

Доминирующая ОО: Речевое развитие.

Интеграция ОО: Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально-личностное развитие.

Вид деятельности детей: игровая, речевая, познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель: создать условия для активизации и совершенствования связной речи детей, посредством восприятия художественного произведения.

Задачи: Формировать умение передавать свои впечатления, посредством слова (речи); учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст, используя в качестве плана схематические картинки (мнемотаблица);  отвечать на вопросы полными ответами; - обогащать и активировать словарь;  подбирать слова-определения к словам (какая); развивать логическое мышление;  умение формировать свои мысли; - обогащать словарь детей определениями, умением подбирать близкие по смыслу слова; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.

Предварительная работа: знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций пород собак.

Материалы и оборудование. Портрет писателя Л. Н. Толстого, мнемотаблица к рассказу «Пожарные собаки», иллюстрации пород собак.

Структура занятия

1.Вводная часть

Загадка. Введение в тему.

3 мин

2.Основная часть

Дидактическая игра

Чтение рассказа

Беседа по содержанию

Физминутка

Повторное чтение

Пересказ детьми

20мин

3.Заключительная часть

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия.

I Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.» (собака)

Воспитатель: Собаки – друзья человека, они ему помогают. Как помогают собаки людям?

 Дети: Собаки служат в полиции, в армии, спасают людей на воде, помогают пожарным

Воспитатель: Как называются эти собаки?

Дети: Служебные.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю с рассказом про одну из служебных собак. Но, чуть позже.

II Основная часть

Дидактическая игра:

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру: я буду называть действие собаки, а вы – как такая собака называется.

  1. Собаку, которая сторожит дом, называют (сторожевой)
  2. Охотнику помогает собака (охотничья)
  3. Пасет овец собака-(пастух)
  4. Спасает человека, заблудившегося в лесу, из-под обломков дома собака-(спасатель)
  5. Охраняет границу собака (пограничник)
  6. Спасает раненых собака (санитар)
  7. Собака, которая ведет слепого человека – это (поводырь)
  8. Собака, которая ищет по следу (ищейка)
  9. Вытаскивает угоревших во время пожара людей … (пожарная собака) (При отгадывании загадок иллюстрации соответствующих собак показывать на слайдах)

Воспитатель: Собакам, которые помогают людям, ставят памятники.

Как вы думаете почему им ставили памятники?

Дети: Потому что они смелые, мужественные, храбрые отважные, бесстрашные.

Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». (Показать портрет)

(По ходу чтения акцентировать внимание на мнемотаблицу, разбирать незнакомые слова)

Воспитатель: Слушайте внимательно, после чтения будете отвечать на вопросы.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне1 приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.


1 Лондон — главный город у англичан. (Примеч. Л. Н. Толстого.)

Беседа по содержанию.

Воспитатель: О чем говорится в рассказе?

Дети: В рассказе говорится о пожаре, о собаке, которая спасла девочку и куклу.

Воспитатель: Что однажды произошло?

Дети: Однажды загорелся дом. Приехали пожарные.

Воспитатель: Кто выбежал к пожарным? 

Дети: Выбежала к ним женщина, она плакала, говорила, что в доме осталась ее дочь.

Воспитатель: Кого позвали пожарные?

Дети: Пожарные позвали Боба.

Воспитатель: Как собака спасла ребенка?

Дети: Он побежал по лестнице и скрылся в дыму.

Воспитатель: Кого вынес Боб?

Дети: Боб вынес в зубах девочку.

Воспитатель: Сколько детей спас Боб? (12)

Воспитатель: С кем живет Боб? (с пожарными)

Воспитатель: Что сделала собака потом?

Дети: Боб снова побежал в дом и вынес оттуда куклу.

Физминутка (2 раза)

Во дворе щенок играл, 
Прыгал, бегал и считал: 
«Раз – прыжок и три кивка, 
Два – направо голова, 
Три – налево поворот» – 
И помчался до ворот, 
А потом вздохнул и сел: 
Он устал и присмирел.

Повторное чтение.

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно, потому что вы будете пересказывать этот рассказ.

Воспитатель:(после чтения) — Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно. Перед тем, как вы начнете пересказ, сделаем зарядку.

Пересказ детьми.

Воспитатель: Перед тем как вы начнете пересказывать, вспомните:

-1. С чего рассказ начинается;

- 2. О том, как повела себя собака;

- 3. Чем рассказ заканчивается.

Итак, один начинает пересказ – другой продолжает, а третий заканчивает.  При пересказе обращаем внимание на таблицу на доске. (Пересказываем дважды)

III Заключительная часть

Воспитатель: Как называется произведение, которое вы пересказывали?

Дети: Рассказ называется «Пожарные собаки».

Воспитатель: Кто его написал?

Дети: Рассказ написал Лев Николаевич Толстой.

Воспитатель: О ком это произведение?

Дети: Это произведение про пожарную собаку, которую звали Боб.

Воспитатель: Выскажите ваше мнение: понравился ли вам рассказ. Если понравился, то чем? (Ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки » с использованием опорных сигналов.

Слайд 2

Спит под крылечком Хвостик колечком, Лает, кусает, В дом не пускает. (Собака.) какие бывают собаки по их назначению (ездовые, цирковые, охотничьи, пограничные, санитарные, собаки-поводыри, сторожевые и пр. , коротко их охарактеризовать).

Слайд 4

( В Париже возведён один из самых знаменитых памятников собаке. Он сооружён в 1899 году. На каменном постаменте огромный пёс и доверчиво прижавшийся к нему ребёнок. Надпись на постаменте гласит: "Барри, спасшему сорок человек и убитому сорок первым".

Слайд 5

Памятники c обакам собакам-военным ( г.Нью -Йорк собакам- подрывникам ( г.Волгоград ) собаке-спасателю ( г.Пермь )

Слайд 6

Л . Н. Толстой

Слайд 10

12

Слайд 15

12

Слайд 16

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...