Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе
Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_r.r_pereskaz_rasskaza_pozharnye_sobaki.docx | 24 КБ |
pozharnye_sobaki.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по Развитию речи в старшей группе
Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
Доминирующая ОО: Речевое развитие.
Интеграция ОО: Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально-личностное развитие.
Вид деятельности детей: игровая, речевая, познавательная, двигательная.
Программное содержание
Цель: создать условия для активизации и совершенствования связной речи детей, посредством восприятия художественного произведения.
Задачи: Формировать умение передавать свои впечатления, посредством слова (речи); учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст, используя в качестве плана схематические картинки (мнемотаблица); отвечать на вопросы полными ответами; - обогащать и активировать словарь; подбирать слова-определения к словам (какая); развивать логическое мышление; умение формировать свои мысли; - обогащать словарь детей определениями, умением подбирать близкие по смыслу слова; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Предварительная работа: знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций пород собак.
Материалы и оборудование. Портрет писателя Л. Н. Толстого, мнемотаблица к рассказу «Пожарные собаки», иллюстрации пород собак.
Структура занятия
1.Вводная часть | Загадка. Введение в тему. | 3 мин |
2.Основная часть | Дидактическая игра Чтение рассказа Беседа по содержанию Физминутка Повторное чтение Пересказ детьми | 20мин |
3.Заключительная часть | 2 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия.
I Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Я хозяину служу
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.» (собака)
Воспитатель: Собаки – друзья человека, они ему помогают. Как помогают собаки людям?
Дети: Собаки служат в полиции, в армии, спасают людей на воде, помогают пожарным
Воспитатель: Как называются эти собаки?
Дети: Служебные.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю с рассказом про одну из служебных собак. Но, чуть позже.
II Основная часть
Дидактическая игра:
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру: я буду называть действие собаки, а вы – как такая собака называется.
- Собаку, которая сторожит дом, называют (сторожевой)
- Охотнику помогает собака (охотничья)
- Пасет овец собака-(пастух)
- Спасает человека, заблудившегося в лесу, из-под обломков дома собака-(спасатель)
- Охраняет границу собака (пограничник)
- Спасает раненых собака (санитар)
- Собака, которая ведет слепого человека – это (поводырь)
- Собака, которая ищет по следу (ищейка)
- Вытаскивает угоревших во время пожара людей … (пожарная собака) (При отгадывании загадок иллюстрации соответствующих собак показывать на слайдах)
Воспитатель: Собакам, которые помогают людям, ставят памятники.
Как вы думаете почему им ставили памятники?
Дети: Потому что они смелые, мужественные, храбрые отважные, бесстрашные.
Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». (Показать портрет)
(По ходу чтения акцентировать внимание на мнемотаблицу, разбирать незнакомые слова)
Воспитатель: Слушайте внимательно, после чтения будете отвечать на вопросы.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне1 приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
1 Лондон — главный город у англичан. (Примеч. Л. Н. Толстого.)
Беседа по содержанию.
Воспитатель: О чем говорится в рассказе?
Дети: В рассказе говорится о пожаре, о собаке, которая спасла девочку и куклу.
Воспитатель: Что однажды произошло?
Дети: Однажды загорелся дом. Приехали пожарные.
Воспитатель: Кто выбежал к пожарным?
Дети: Выбежала к ним женщина, она плакала, говорила, что в доме осталась ее дочь.
Воспитатель: Кого позвали пожарные?
Дети: Пожарные позвали Боба.
Воспитатель: Как собака спасла ребенка?
Дети: Он побежал по лестнице и скрылся в дыму.
Воспитатель: Кого вынес Боб?
Дети: Боб вынес в зубах девочку.
Воспитатель: Сколько детей спас Боб? (12)
Воспитатель: С кем живет Боб? (с пожарными)
Воспитатель: Что сделала собака потом?
Дети: Боб снова побежал в дом и вынес оттуда куклу.
Физминутка (2 раза)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Повторное чтение.
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно, потому что вы будете пересказывать этот рассказ.
Воспитатель:(после чтения) — Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно. Перед тем, как вы начнете пересказ, сделаем зарядку.
Пересказ детьми.
Воспитатель: Перед тем как вы начнете пересказывать, вспомните:
-1. С чего рассказ начинается;
- 2. О том, как повела себя собака;
- 3. Чем рассказ заканчивается.
Итак, один начинает пересказ – другой продолжает, а третий заканчивает. При пересказе обращаем внимание на таблицу на доске. (Пересказываем дважды)
III Заключительная часть
Воспитатель: Как называется произведение, которое вы пересказывали?
Дети: Рассказ называется «Пожарные собаки».
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Рассказ написал Лев Николаевич Толстой.
Воспитатель: О ком это произведение?
Дети: Это произведение про пожарную собаку, которую звали Боб.
Воспитатель: Выскажите ваше мнение: понравился ли вам рассказ. Если понравился, то чем? (Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спит под крылечком Хвостик колечком, Лает, кусает, В дом не пускает. (Собака.) какие бывают собаки по их назначению (ездовые, цирковые, охотничьи, пограничные, санитарные, собаки-поводыри, сторожевые и пр. , коротко их охарактеризовать).
( В Париже возведён один из самых знаменитых памятников собаке. Он сооружён в 1899 году. На каменном постаменте огромный пёс и доверчиво прижавшийся к нему ребёнок. Надпись на постаменте гласит: "Барри, спасшему сорок человек и убитому сорок первым".
Памятники c обакам собакам-военным ( г.Нью -Йорк собакам- подрывникам ( г.Волгоград ) собаке-спасателю ( г.Пермь )
Л . Н. Толстой
12
12
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)
Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого
Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...