Конспект занятия по развитию речи "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Весна пришла»
Цель: Составление описательного рассказа о весне.
Задачи:
а) образовательные:
- систематизировать знания детей о весне и её признаках;
-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»:
весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей,
птички, набухать);
-совершенствование синтаксической стороны речи (составление
простых распространенных предложений).
б) развивающие:
- развивать связную речь при помощи составления описательного
рассказа о весне; мышление; память;
- развитие общей моторики , координации речи с движением;
-слухового и зрительного восприятия;
в) речевые:
- закреплять умение детей образовывать уменьшительно –
ласкательные существительные;
- подбирать слова с противоположным значением;
- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие
весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формирование навыков сотрудничества;
Словарная работа: набухают, проталины, сажают, белый медведь,
Север, зеленеет.
Материал к занятию:
Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для
составления рассказа по теме «зима» и «весна»;
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны,
чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок,
разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по
экологической тропе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Сейчас мы проходим и встаем около своего стула,
В. сядет тот, кто будет внимательный,
Задание для девочек, Я называю слово, а вы называете его
ласково:
Солнце – солнышко
Луч-лучик
Птица-птичка
Туча-тучка
Лист-листочик
Ветер-ветерок
Ручей-ручеек
Проталина-проталинка
Облако-облачко
А мальчики скажут наоборот
Я говорю ласково слова, а вы нет.
(дети по одному называют слова и садятся за столы).
2. Основные приметы весны.
Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам
старшей группы «земляничка»».
В. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на
конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям
конверт)
Д: Белый медведь.
В: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый
медведь.
(открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все
покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо
пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где
уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу
вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать
ответа».
В. Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Какое сейчас время года?
Д. Весна
В. Так давайте и расскажем Умке о весне?
Д. Давайте.
В. После какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Назовите весенние месяцы по порядку.
Д. Март, апрель, май.
В. Какой сейчас месяц?
Д. Март.
В. Молодцы
В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»
- Солнце весной какое?
+Яркое, высокое, теплое.
- Почки (какие?) -…
+Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает?
+ Греет, припекает, светит.
-А ручьи?
+ Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают,
свистят)
-Молодцы, вы все назвали верно.
-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю
поиграть в игру «Скажи наоборот»
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)
Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)
3. Динамическая пауза «Весна»
Солнышко-солнышко, золотое
донышко
Руки поднимаем вверх
Побежал в саду ручей
Сложить ладони рук вместе
перед грудью и продвигать их
вперед по ломаной линии
Прилетело сто грачей Имитируем движения руками
(как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают Медленно приседаем
А цветочки вырастают Медленно поднимаемся
В. А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее
приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный
клубок.
Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет!
Например: весна пришла потому, что пригревает солнце
на свои, цветущая, шумная).
В. Молодцы. Садитесь. места Д. Ответы детей (теплая, красивая,
солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая
- А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник
все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить
картину о весне.
4. Игра «Путаница» Работа с фланелеграфом .
(дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и
выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята
проверяют.).
В. Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же
время года у нас получилось?
Д.Весна!
В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?
Д. Зеленым
В. А почему? Приметы, какого времени года остались здесь
(показываю на фланелеграф, где была путаница)
Д.Зима!
В. Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит?
(белый), почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от
внимания детей)
В.Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней
рассказать.
Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте
сделаем гимнастику для глаз.
5. Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели.
(глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук.
(глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой,
И скорей беги домой!
В.Отдохнули?
А сейчас послушайте мой рассказ о весне.
6. Составление рассказа о весне
В. Наступила весна. Весной солнце греет теплее.
Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые
цветы.
Деревья и животные весной просыпаются.
Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают
кораблики и помогают взрослым - копают, сажают.
Вам понравился мой рассказ?
В. -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (Артемий)
(если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)
-продолжит Маша….
В. -Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли
разобраться в ошибках.
Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я
предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем
рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом
времени года.
Итог занятия
Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам
понравилось
(если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто
вам письмо прислал?) 3-4 предложения.
В. А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими
гостями, отдыхайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_enes_portal.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Весна пришла»
Цель: Составление описательного рассказа о весне.
Задачи:
а) образовательные:
- систематизировать знания детей о весне и её признаках;
-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»:
весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей,
птички, набухать);
-совершенствование синтаксической стороны речи (составление
простых распространенных предложений).
б) развивающие:
- развивать связную речь при помощи составления описательного
рассказа о весне; мышление; память;
- развитие общей моторики , координации речи с движением;
-слухового и зрительного восприятия;
в) речевые:
- закреплять умение детей образовывать уменьшительно –
ласкательные существительные;
- подбирать слова с противоположным значением;
- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие
весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формирование навыков сотрудничества;
Словарная работа: набухают, проталины, сажают, белый медведь,
Север, зеленеет.
Материал к занятию:
Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для
составления рассказа по теме «зима» и «весна»;
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны,
чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок,
разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по
экологической тропе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Сейчас мы проходим и встаем около своего стула,
В. сядет тот, кто будет внимательный,
Задание для девочек, Я называю слово, а вы называете его
ласково:
Солнце – солнышко
Луч-лучик
Птица-птичка
Туча-тучка
Лист-листочик
Ветер-ветерок
Ручей-ручеек
Проталина-проталинка
Облако-облачко
А мальчики скажут наоборот
Я говорю ласково слова, а вы нет.
(дети по одному называют слова и садятся за столы).
2. Основные приметы весны.
Сегодня утром я получила письмо. На нем написано: «ребятам
старшей группы «земляничка»».
В. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на
конверте кто-то нарисован. Кто же это? (демонстрирую детям
конверт)
Д: Белый медведь.
В: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый
медведь.
(открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все
покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо
пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где
уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу
вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать
ответа».
В. Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Какое сейчас время года?
Д. Весна
В. Так давайте и расскажем Умке о весне?
Д. Давайте.
В. После какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Назовите весенние месяцы по порядку.
Д. Март, апрель, май.
В. Какой сейчас месяц?
Д. Март.
В. Молодцы
В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»
- Солнце весной какое?
+Яркое, высокое, теплое.
- Почки (какие?) -…
+Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает?
+ Греет, припекает, светит.
-А ручьи?
+ Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают,
свистят)
-Молодцы, вы все назвали верно.
-А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю
поиграть в игру «Скажи наоборот»
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)
Зимой световой день короткий, а весной ….(длинный)
3. Динамическая пауза «Весна»
Солнышко-солнышко, золотое
донышко
Руки поднимаем вверх
Побежал в саду ручей
Сложить ладони рук вместе
перед грудью и продвигать их
вперед по ломаной линии
Прилетело сто грачей Имитируем движения руками
(как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают Медленно приседаем
А цветочки вырастают Медленно поднимаемся
В. А чтобы Весна шагала быстрее, давайте вспомним с вами ее
приметы. Вставайте в круг. Вот вам сундучок, в нем таинственный
клубок.
Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет!
Например: весна пришла потому, что пригревает солнце
на свои, цветущая, шумная).
В. Молодцы. Садитесь. места Д. Ответы детей (теплая, красивая,
солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая
- А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник
все перепутал. Умка попросил вас разобраться и составить
картину о весне.
4. Игра «Путаница» Работа с фланелеграфом .
(дети по вызову воспитателя выбирают приметы весны и
выкладывают их на свободный фланелеграф, остальные ребята
проверяют.).
В. Все правильно? Ничего не забыли? Молодцы! Так, какое же
время года у нас получилось?
Д.Весна!
В. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить весну?
Д. Зеленым
В. А почему? Приметы, какого времени года остались здесь
(показываю на фланелеграф, где была путаница)
Д.Зима!
В. Давайте и ее обозначим цветом, выбирайте, какой подходит?
(белый), почему? (закрываю фланелеграф с изображением зимы от
внимания детей)
В.Какая красивая получилась у нас картина, так и хочется о ней
рассказать.
Так много картинок, что мои глаза устали, а ваши? Давайте
сделаем гимнастику для глаз.
5. Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами)
Слева-сосны, справа - ели.
(глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук.
(глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой- открой,
И скорей беги домой!
В.Отдохнули?
А сейчас послушайте мой рассказ о весне.
6. Составление рассказа о весне
В. Наступила весна. Весной солнце греет теплее.
Земля оттаивает и журчат ручьи. На проталинах появляются первые
цветы.
Деревья и животные весной просыпаются.
Дети одеваются по весеннему. Они рады весне, пускают
кораблики и помогают взрослым - копают, сажают.
Вам понравился мой рассказ?
В. -А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет (Артемий)
(если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)
-продолжит Маша….
В. -Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли
разобраться в ошибках.
Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я
предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне , напишем
рассказ, который у нас получился и Умка будет все знать об этом
времени года.
Итог занятия
Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам
понравилось
(если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто
вам письмо прислал?) 3-4 предложения.
В. А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими
гостями, отдыхайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"
занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»
Аннотация Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...
Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе "Вот и осень к нам пришла!"
Занятие проводилось во 2-й младшей группе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №159". Цель этой деятельности - дать детям представление об осени, её приметах, осенних дарах. В заня...
Конспект занятий по развитию речи "Откуда пришла книга"
Дать детям понятие как делается книга....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"
Коррекционно-образовательные задачи:1. Компенсировать развитие зрительного восприятия детей за счет активизации сохранных анализаторов.2....
Конспект занятия по развитию речи для средней группы на тему:"Мы пришли к вам опять, чтоб потешку рассказать".
Программное содержание:Развивать и обогащать речь детей. Закрепить знающие потешки – малые формы фольклора. Вызвать у детей желание повторять их вместе с воспитателем, четко проговаривая звуки, ...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к нам пришли игрушки»
Интегрируемые образовательные области:- Познание- Коммуникация- Социализация- Музыка- Художественная литератураПрограммные задачи:Образовательные - расширять словарный запас детей, развивать связ...