Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Массалитина Татьяна Сандроевна

Материал представлен в виде таблицы-модели. Использование педагогами моделей для развития связной речи позволит детям старшего  дошкольного возраста раскрыть  существенные особенности объектов, закономерные связи. Модели могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития, навыка связной речи детей дошкольгого возраста.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_harakteristika_svyaznyh_vyskazyvaniyshema.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

ХАРАКТЕРИСТИКА  ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫХ  ТИПОВ  СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Тип речи

Функции связных  высказывании

Структура связного высказывания

Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний

Описание

Характеристика предметов, игрушек, явлений природы, людей

Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая завершающая фраза, оценочное отношение к объекту (структура "легкая", вариативная)

Лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и др.

Повествование

Изложение событий во временной последовательности; передача развития действия или состояния предметов

Начало события, развитие события, конец события (структура жесткая)

Средства, "передающие развитие действия: видо-временные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения: потом, раньше, теперь и др.)

Рассуждение

Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо

Тезис, доказательства, вывод-заключение

Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом "потому что"; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова.

ПЛАН-СХЕМА РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

Формирование

и углубление знаний о русском фольклоре

Знакомство с

детской художественной

литературой,

развитие художественного восприятия

Формирование умений драматизировать и инсценировать

художественные произведения

Заучивание

наизусть лучших образцов русской и классической

поэзии и фольклора

Формирование

выразительности речи

Формирование

грамотной осмысленной

речи

Формирование

навыков культуры речевого общения

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СЛОВЕСНЫЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

СЛОВЕСНЫЕ

РУССКИЕ

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ЗНАКОМСТВО С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ И

ИНСЦЕНИРОВКИ

ИГРЫ

СО СЛОВОМ

ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК

ПРО СЛОВО

ПРАЗДНИК «ВСТРЕЧА С

ВОЛШЕБНИЦЕЙ РЕЧЬЮ»

РЕЧЕВЫЕ

ДОСУГИ

ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК,

ПОСЛОВИЦ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧИТАЛОК,

ЗАКЛИЧЕК,

ПРИБАУТОК,

НЕБЫЛИЦ

РЕШЕНИЕ

РЕБУСОВ И КРОССВОРДОВ

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

СОЧИНЕНИЕ

СКАЗОК И

ВЕСЕЛЫХ

ИСТОРИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК, СКОРОГОВОРОК

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ЧЕЙ РАССКАЗ ЛУЧШЕ»

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОНЦЕРТЫ

Классификация

детских рассказов

           

           ОПИСАТЕЛЬНЫЕ

               РАССКАЗЫ

     

        ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ

                 РАССКАЗЫ

     

 РАССКАЗЫ - РАССУЖДЕНИЯ

Модель

описательного

               рассказа

Модель

повествовательного

                  рассказа

Модель

                рассказа-  

           рассуждения

  1. Называние того, что будет описываться

  1. Последовательное выделение частей, описание их свойств и качеств

  1. Выражение своего отношения к тому, что описываешь (нравится или не нравится
  1. B каком месте, в какое время  происходило событие

  1. Кто главный герой и какой он

  1. С чего начинались приключения, события

  1. Что происходило, с кем встречался герой

  1. Чем все закончилось
  1. Высказывание своего предложения, своей мысли

  1. Приведение доказательств правильности или неправильности своего предположения

  1. Сравнение своих доказательств, подтверждающих или отрицающих

  1. Вывод о правильности или неправильности своего предположения; если предположение неверно, начинаем рассуждать сначала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...