РОЛЬ СКАЗОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей

Однако, в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное окружение. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей.

Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети.

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей. Однако в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное окружение. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей.  Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети.

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного.

Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, об их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми, поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше всего для этого подходят русские народные сказки!

Русская народная сказка - это один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:

  • Сказки волшебные

В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

  • Сказки о животных

Здесь главные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Каша из топора","Барин и плотник", "Мужик и поп".

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками.

Рассмотрим некоторые из них:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.png Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.png Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.pngРитмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.pngПсихогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.pngМузыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.pngСказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.png Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/01/15/k_5a5c4c100ab2d/450012_1.png Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

 Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская
По технологии Н.В. Веракса, А.Н. Веракса, работа над одной сказкой проходит на протяжении не менее восьми занятий:
1. Чтение сказки и ответы на вопросы.
2. Раскладывание картинок.
3. Замещение персонажей сказки.
4. Моделирование сказки.
5. Разыгрывание сказки.
6. Рассказывание фрагментов сказки.
7. Рассказывание всей сказки.
8. Разыгрывание сказки.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле.

Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства - мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль сказок очень велика в развитии ребенка дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль книги в речевом развитии детей по возрастным группам...

Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается значение семейного воспитании в процессе формирования грамотной речи ребенка,как важная составляющая гармоничного развития личности....

«Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выступление перед родителями о роли книги в речевом развитии....

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...