Игры для раннего возраста - вызываем звуки
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Вызываем звуки с помощью совместных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_rannego_vozrasta_po_razvitiyu_rechi.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Вызываем звуки. Игры.
На занятиях по вызыванию речи стараюсь подобрать для каждого малыша активность, которая ему любопытны.
Если вашему малышу больше полутора лет, не спешит повторять за взрослым слоги и слова, с ним стоит поиграть в подражательные звуковые игры с использованием жестов. Такие игры снизят у него речевой негативизм.
В какой ситуации хороши игры с жестами?
Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.
Работа над вызыванием звуков с опорой на жест особенно показана ребятам неговорящим, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого.
Как вводить жесты? Технология предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает.
Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнесите звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку.
Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз.
Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.
Начинаем игру!
1. Звук [В]
Материал: Для введения звука вам понадобится 6-10 машинок и кусок ламината. Хорошо использовать необычные машинки, которые сверкают, или инерционные машинки, которые сильно разгоняются.
Отлично подойдут для этой игры и машинки-перевертыши, которые переворачиваются, в тот момент, когда врезаются в стену, и лихо едут в обратную сторону.
Ход игры: Поставьте кусок ламината на стул, а на него машинку. Разгоните игрушку и покажите рукой жест для звука [В]: несколько раз нажав указательным пальцем на нижнюю губу, четко и многократно произнесите звук. Отпустите машинку. Повторяйте игру с каждой из машинок и помните, чем более эмоционально будет "обставлена" игра, тем более вовлечен, сосредоточен и замотивирован будет ребенок.
2. Звук [Д]
Материал: вам понадобятся плоские камни с моря, небольшая кастрюля или тазик с водой и сменная одежда. Ход игры: три раза постучите тыльной стороной одного кулака о другой, четко произнесите [ДДД]. Бросьте камни в тазик и как следует порадуйтесь. Продолжайте игру, пока не кончатся камушки. Некоторым деткам нравится кидать камни не в воду, а в контейнер, заполненный гидрогелем, а потом "со смаком" вытаскивать камни из контейнера, погружая пальцы в упругий пузырчатый материал.
3. Звук [К]
Материал: любые кубики. Например, это могут быть кубики из набора "Городок".
Ход игры: Положите кубик на стул или просто на руку, резко ударив по нему кулаком, четко произнесите звук [К] и "отправьте" его в противоположную сторону комнаты. Стреляйте кубиками-пулями просто так или в цель. Жест, которым обозначается звук [К] - резко
выброшенный вперед кулак.
4.Звук [Ф]
Материал: 10 свечек, например, ароматические свечки из Икеи.
Спички или автоматическая зажигалка-огонек.
Ход игры: зажгите свечу, отставьте ее на безопасное от ребенка расстояние и, вращая раскрытой ладонью слева направо, произнесите утрированный звук [Ф]. Придвиньте свечку к ребенку и дайте ему задуть огонек. Если ваш ребенок не умеет дуть, задуйте свечку сами.
Узнать о том, как можно научить ребенка дуть, вы можете из наших статей про неочевидные тренажеры для развития артикуляции.
Мы напоминаем, что играть с огнем ребенку можно только под строгим контролем взрослого. Если вы не уверены, что успеете проконтролировать движения ребенка - эта игра небезопасна. Прежде, чем браться за нее, вам нужно поработать над руководящим контролем - то есть научить ребенка слушаться вас в рамках выполнения задания.
5.Звук [Ш]
Материал: для этой игры вам потребуется 10 прочных воздушных шариков.
Ход игры: отодвиньтесь "на безопасное" расстояние от ребенка (такое, чтобы, если шарик лопнет, не оглушать и не напугать малыша). Надуйте один шарик и, не завязывая его, "утрировано" подтолкните шар снизу вверх противоположной рукой с раскрытой ладонью, четко проговаривая звук [Ш]. После этого отпустите шарик. Он улетит прямо до потолка!
Обратите внимание, если малыш боится играть с шарами, потому что когда-то он испугался лопнувшего рядом шарика - не стоит заниматься "через не хочу". Лучше подобрать другую игру. Не надувайте шарики слишком сильно, чтобы они не лопнули и не испугали малыша.
6. Звук [П]
Игрушка - пробки
Материал: винные пластиковые пробки. Вы можете насобирать их, проводя время по-взрослому😜, а можете приобрести набор из 10 пластиковых пробок.
Ход игры: Возьмите в рот пробку, параллельно показывая рукой жест -"птичку", и, резко смыкая большой палец раскрытой ладони с сомкнутыми пальцами, четко произнесите звук [П]. Сделать это с пробкой во рту сложно, но, как показывает опыт - возможно 😁.
После этого сильно подуйте, выплевывая пробку.
Важно не выталкивать "снаряд" языком, а толкать пробку именно направленной воздушной струей. Покажите ребенку, что пробки могут стать "пулями". Стреляйте в кресло, потолок, стены...
7. Звук [Б]
Материал: вам потребуются мячики. В зависимости от предпочтений малыша это могут быть сенсорные мячи- подойдут для деток с выраженными сенсорными потребностями, мячики для пинг-понга- для тех, кто любит кидаться. Вы можете сшить мячики, набив каждый из них сенсорными материалами - крупой, горохом, фасолью.
Ход игры: Поместите не менее 6-ти мячиков в прозрачный контейнер с крышкой так, чтобы ребенок видел игрушки, но без вашей помощи не мог добраться до них. Открыв контейнер, постучите кулачком по щеке и произнесите звук [Б]. В зависимости от веса мячей можно кидать их в стены, потолок, а более тяжелые - катать по наклонной поверхности, сбивать ими кегли или кидать в цель.
8.Звук [С]
Материал: вам потребуется коробка с манной крупой или нарезанный пенопластовый утеплитель. Лучше расстелить большую клеенку и усесться на нее, так вам будет проще убраться после завершения игры.
Ход игры: Подставьте раскрытую ладонь под подбородок и, высунув язык, "подуйте" через него, произнося звук [С]. Так малыш увидит положение вашего языка и ему будет проще повторить его. Если ребенок может скопировать этот звук с убранным языком - отлично, произносите [С] нормативно. Наберите в ладонь манку и сыпьте ее в коробку после произнесения звука - на ладошку малыша. Либо насыпьте манку прямо к себе на ладонь и сдувайте ее с ладони, приложенной к подбородку, произнося звук [С] (через высунутый язык).
Если ребенок находится на безглютеновой диете, или вы по каким-то другим причинам не хотите использовать манную крупу, можно воспользоваться небольшими кусочками нарезанного пенопласта, сдувая его с ладони и произнося звук [С]. А если подуть в саму коробку с такими кусочками, начнется целая "снежная буря" - кусочки пенопласта станут подпрыгивать и кружится в потоке воздуха, забавляя малыша.
9.Звук [М]
Материал: Возьмите небольшие кусочки из мягких материалов - ткани, меха, фетра.
Ход игры: прикладывайте одной рукой к щеке мягкую ткань, а другой рукой просто плавно гладьте себя снизу-вверх по другой щеке, приговаривая звук [М].
10. Звук [Т]
Материал: для этой игры подойдут игрушки со штырьками. Это может быть набор гвоздиков и молоточек. Для деток, которые любят тактильные ощущения, можно налепить "гвоздиков" из пластилина и прикрепить их на пол или стол.
Обратите внимание, если вы связывали звук [Б] с мячами, в этой игре выбирайте материал с гвоздиками, чтобы не путать ребенка, у которого мяч ассоциируется со звуком [Б].
Ход игры: Постучите тыльной стороной ладони по столу и громко произнесите звук [Т]. После этого забейте гвоздики или шарики молоточком. Если гвоздики или шары легко входят в отверстия, то можно сразу забивать их тыльной стороной ладони, не используя молоток. 11. Звук [Ж]
Материал: вибрационная игрушка - инерционная машинка или любая другая игрушка с вибрацией.
Обратите внимание: если вы связывали звук [В] с игрой в машинки, то в этой игре вам нужно выбрать жука или другую вибрационную игрушку, но ни в коем случае не машинку - ведь эта игрушка ассоциируется у ребенка со звуком [В].
Ход игры: разверните ладонь "ковшичком" вверх и вращайте ее перед собой в горизонтальной плоскости, произнося звук [Ж]. После этого - запускайте жука или машинку.
12. Звук [Н]
Материал: малярный скотч или жвачка для рук.
Ход игры: прикрепите скотч или жвачку на свои ладошки, предложите ребенку что-то, чего он не хочет, и помогите ответить: "Не-не-не", - просовывая язык между зубами (если ребенок может произнести звук не утрировано, сразу давайте ему нормативное произнесение в качестве эталона). В момент произнесения звука [Н] двигайте раскрытыми на ребенка ладонями перед собой. Попросите малыша также выставить свои ладошки и присоединить их своим, как бы "прилипая" к вашим рукам.
Если этот звук далеко не первый, вы можете обойтись только жестом без использования подручных материалов.
13. Звук [З]
Материал: вибрационная щетка или яркие прищепки
Ход игры: сомкните руку в кулак, выставьте указательный палец, сделайте "вибрационное" движение - "комарик летит", как будто хотите ужалить ребенка. Произнесите звук [З].
Если вы играете со щеточкой, нежно притроньтесь включенной щеткой к ручкам ребенка - комарики кусают, нужно убегать. Если вы играете с прищепками - прикрепите одну из них к одежде ребенка и покажите, как можно снять прищепку (убрать комарика).
Элемент комичности сделает активность еще более желанной для малыша. Побуждайте ребенка "командовать" вашими действиями сначала с помощью жеста, показывая рукой "птичку", а позже и звука.
Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы введения звука во всех перечисленных играх:
1 этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно.
2этап. Второй шаг - "притормозите" на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый.
3 этап - когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях" подключает к жесту и звук - игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в раннем возрасте или Учимся, играя
Игры в раннем возрасте или Учимся, играя Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того чтоб...
Предпосылки формирования игры детей раннего возраста.
Большую роль в формировании личности ребенка имеет развитие самостоятельности в предметной деятельности. По мнению ученых А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготско...
«Учим играть детей раннего возраста»
руководство игрой с 1г. 6м. до 3 лет...
Подвижные игры для раннего возраста 2-3 года. Играем вместе с родителями.
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...