конспект образовательной ситуации составление рассказа по картине Гофман О.Р. "Дочки матери"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тюнина Анна Александровна

ОбеОбеспечение целостного восприятия картины. Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, клоун, конструктор; играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osno16.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации №16 по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Составление рассказа по картине О.Р. Гофман «Дочки-матери»

Образовательные цели: Обеспечение целостного восприятия картины. Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, клоун, конструктор; играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный).

Обучение составлению плана – рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины.

Развивающие целиразвитие навыков речевого общения, связной речи с движением, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха.

Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Картина О. Р. Гофман «Дочки-матери»; игрушки, названия которых начинаются со звуком «к».

Предварительная работа: проведение игр «Дочки-матери», «Хозяюшка» в центре сюжетно-ролевых игр, разучивание упражнения «Мячик».

Ход занятия

Организационный момент. Развитие фонематического восприятия.

Педагог говорит тему занятия и предлагает детям приготовиться.

- Посмотрите внимательно вокруг, найдите и назовите в группе игрушки, названия которых начинаются со звука «к». (кукла, кубики, конструктор, коляска и т. д.)

- Молодцы. Отлично справились с заданием. Садитесь. А теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки? (игрушки нужны для того, чтобы в них играть).

- Верно, и сегодня мы с вами будем говорить об игрушках, рассмотрим картину «Дочки-матери» и составим рассказ по ней.

- А сейчас послушайте, я прочитаю стихотворение Б. Заходера «Игрушки»:

Дети любят игрушки – так все говорят.

Ну, а разве игрушки не любят ребят?

Очень любят! Души в них не чают!

Просто это не все замечают.

Мы молчим, мы не хнычем,

Когда нас бросают, -

Мы ведь знаем, что слезы от бед не спасают.

Не заметишь обиды по нашему виду –

Мы ребятам прощаем любую обиду!

Оттого-то, наверное, не все замечают

Как игрушки страдают, тоскую, скучают.

Оттого-то не знают (и знать не хотят)

Как мы верно и преданно любим ребят.

- Скажите, как нужно относиться к игрушкам? (бережно, не ломать, не бросать. Игрушки любят, когда в них играют)

- Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, как дети играют с игрушками. (Одна минута на рассмотрение)

- Кого вы видите на картине? (на картине нарисованы дети)

- Что они делают? (играют в «Дочки-матери»)

- Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что они делают.

(Девочка в пестром платье разговаривает с мальчиком. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла. На поводке девочка держит мехового щенка. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговаривает по мобильному телефону, держит в руке портфель-дипломат).

- Как вы думаете, кого изображали эти дети? В какую игру они играют? (Они играют в «Дочки-матери». Девочка – это мама, а мальчик – папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы)

- Посмотрите на девочку в розовой кофточке и голубой юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится. (Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда. Девочка – это мама, а кукла – ее дочка. Они сидят в кукольной кухне. В кухне разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля висят поварешки. Девочка может приготовить обед для куклы, своей дочки)

- Еще одну девочку мы видим на заднем плане картины. Где она находится? Как она одета? Что она делает? (Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки. Она держит в руках куклу и поет ей колыбельную песенку. Девочка убаюкивает куклу и укладывает ее в кроватку)

- Как вы думаете, детям нравится играть в «Дочки-матери»? (Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляски, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В комнате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают как можно играть с куклами).

- Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка «Мячик»

(на ковре, в кругу)

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

(по два прыжка на носках на каждую строку, руки на поясе).

- Ребята, садимся на ковер по-турецки. Продолжаем отдыхать. Сейчас я вам прочитаю веселое стихотворение, которое называется «Проказники». Послушайте его внимательно.

Мне себя сегодня жалко.

Папа с другом на рыбалке,

Мама в бане с тетей Томой.

Ну а мы с котенком – дома.

Телевизор посмотрели,

Все мороженое съели,

Согревались сладким чаем –

Чайник вдруг упал случайно

На сервиз, что подарили

Дядя Гоша с тетей Лилей.

Мы еще кувшин разбили

(Клей в кувшине разводили,

Чтоб сюрприз устроить маме:

Три ромашки на пижаме,

Что вчера купил ей папа.)

Клей собрали папе в шляпу.

Написали два портрета

На стене у туалета.

Поливали пальму в доме,

Чтобы выросла высокой.

А потом котенок Тошка

Угодил в ведро с картошкой.

Пол пришлось помыть пижамой,

Чтоб не огорчалась мама.

В общем, страшно мы устали

Все пришли – мы крепко спали.

- Вот, оказывается, как могут проказничать дети, если не умеют играть с игрушками. Давайте посчитаем, сколько шалостей совершили малыш и котенок Тошка (дети перечисляют и считают - 9)

- Я думаю, что вы никогда не будете делать таких сюрпризов маме, как этот мальчик. А теперь возвращаемся за столы (педагог обращает внимание детей на картину)

- С чего вы начнете рассказ? (Скажем, кого художник нарисовал на картине и что они делают)

- Верно. О ком вы будете рассказывать потом? (О мальчике и девочке с коляской)

- Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют.

- О ком будете рассказывать потом? (О девочке, которая поит куклу чаем)

- Хорошо, а затем? (О девочке, которая укачивает куклу)

- Чем вы закончите рассказ? (Что детям интересно играть в «Дочки-матери»)

- Мы с вами составили план рассказа по картине. Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану.

Далее педагог приглашает к картине 4-х детей, которые будут составлять рассказ по отдельным фрагментам картины:

1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери»

2. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.

3. Справа мы видим девочку в голубой юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.

4. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.

- Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь я расскажу вам его целиком. (рассказывает, и если кто-то из детей изъявит желание рассказать, можно спросить его.)

Воспитатель убирает картину.

- Вспомните, что мы делали на занятии? (Мы составляли рассказ по картине «Дочки-матери»)

- Кто изображен на картине и что они делают? (Изображены дети, они играют в кукольном уголке)

- Художник нарисовал картину яркими, сочными красками. Когда мы ее рассматривали, у нас создается радостное настроение. Мы видим, что детям очень интересно играть с красивыми, яркими игрушками.

Я думаю, что сегодня вы тоже поиграете в кукольном уголке, будете играть дружно, придумаете много интересного.

- Чей рассказ вам понравился больше. (дети оценивают рассказы друг друга)

Воспитатель говорит об окончании занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по составлению рассказа по картине "Ледоход на реке" в подготовительной группе

Составление рассказа по картине очень сложный вид работы. В нашем саду подготовка к сотавлению рассказа по картине проводиться целый месяц. Сначала картину рассматривает тифлопедагог ( у нас сад компе...

Конспект занятия по составлению рассказов по картине «Купание медвежат» в старшей группе.

Цель: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)"

В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности...

Конспект образовательной деятельности составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку »

Образовательные области : «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» ,«Художеств...

Конспект образовательной ситуации. Составление рассказа – описания по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Составление рассказа – описания по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»....