Статья "Использование техники сторителлинга в работе с детьми дошкольного возраста".
статья по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_storitelling.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Игонина Наталья Геннадьевна,
Корелина Ирина Сергеевна,
воспитатели МАДОУ «Детский сад № 26»
ГО Верхняя Пышма
Использование техники сторителлинга в работе с детьми дошкольного возраста.
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Одной из этих форм является техника сторителлинга. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у дошкольников умения составлять рассказы.
Задачи:
1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.
2. Уточнять использование грамматических форм речи.
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео).
Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Больше всего нас заинтересовало использование «Кубиков истории» - как одной из форм сторителлинга. Классические «Story cubes» («Кубики историй») - 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.
Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и с группой детей. Дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе того изображения, которое он увидел на кубике.
На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Использовать метод сторителлинга можно в любом месте и в любое время. Поэтому мы используем не только кубики, но и другие виды сторителлинга:
• Сторителлинг на основе реальных ситуаций, например, какая-то ситуация в группе, которую следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т.к. его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
• Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик дает требующую информацию. Этот метод используется для повышения интереса к данной теме.
• Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится участником истории и достигает различных результатов. Метод хорошо подходит, когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт.
• Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами.
Эффективен он в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику. Педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Он не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг - это замечательный метод преподавания.
5. «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....
Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста
В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...
План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....
"Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста"
Развивитие интереса к оригинальным образовательным технологиям, инициативы, желания применять на практике данные технологии....
Мастер-класс для педагогов «Технология сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста»
В ходе мастер-класса педагоги познакомятся с технологией «сторителлинг», с игровым пособием «Кубики историй» и различными способами игры с данным пособием. Педагоги получат воз...
Сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста или как мы сочиняем истории вместе.
Сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста или как мы сочиняем истории вместе...
«Сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста.
Искусство создания ярких и запоминающихся историй...
- Мне нравится (1)