Проект "БУККРОССИНГ"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Чудакова Ольга Владимировна

Что такое буккроссинг? Это обмен различными книгами. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Чтобы взять прочитать нечитанную книгу, вы должны взамен оставить свою книгу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bukkrossing_v_detskom_sadu.doc400 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни. Надо ввести его в мир книг.

       В.А.Сухомлинский

Что такое буккроссинг? Это обмен различными книгами. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Чтобы взять прочитать нечитанную книгу, вы должны взамен оставить свою книгу.

Идея   принадлежит американскому специалисту по интернет-технологиям Рону Хорнбекеру. В 2001 году он оставил 20 книг с пояснительными надписями в холле своего отеля. Сегодня по миру «гуляют»  миллионы  книг.   

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. С помощью чтения книг у ребенка развивается речь, умение мыслить, проявляется творческое мышление, сообразительность, внимательность.

Чтобы привить любовь к художественной литературе, я разработала данный проект для знакомства детей с книгой, ее произведениями, иллюстрациями, возрождения семейного чтения.

Глава Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, сказал, что «Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с дошкольного возраста».

Проблема современные дети, к сожалению, проводят большую часть времени за компьютером или, смотря телевизор,  в связи с этим, у детей снижен интерес к книге.

Актуальность 

             На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.  Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи. Родители перестали читать своим детям перед сном, да и вообще читать, им легче оставить ребенка один на один со современным гаджетом. Ведь зада взрослых состоит в приобщении своего ребенка к книге, чтению. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развить у ребенка умение мыслить, развивать речь, проявлять творческое мышление, сообразительность, внимательность, память.

Для этой цели нами был разработан краткосрочный проект «Буккроссинг как средство развития интереса детей к книге»».

Цель проекта: повышение интереса к книгам, возрождение интереса к семейному  чтению.

Задачи:

1. Познакомить с современным движением буккроссинг;

2. Приобщать родителей к совместной деятельности с педагогом по данной теме;

3.Воспитывать положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.

Но современные дети, к сожалению, проводят большую часть времени за компьютером или, смотря телевизор, а про книги забывают напрочь. Решение этой проблемы - нехватки чтения, остается актуальным по сей день, ведь посредством книги ребенок знакомится с окружающим миром, узнает, что хорошо, а что плохо. Книга и чтение помогают сформировать личность ребенка, его характер.

Гипотеза: буккроссинг возродит интерес детей и родителей к семейному чтению.

Методы:

- беседа

- опрос

- анкетирование

- диагностика

- сказкотерапия

- консультирование

- просвещение

- информирование

Новизна проекта: объединение усилий педагогов и родителей в возрождении семейного чтения посредством буккроссинга.

Автор проекта: учащаяся 9 класса «Б» МОУ СОШ № 1 с. Екатеринославка Воробьева Вита Владимировна.

Руководитель проекта: воспитатель Чудакова Ольга Владимировна.

Участники проекта:

-дети подготовительной к школе группы;

-родители;

-сотрудники  МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка.

По количеству: все группы

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: с 01 октября 2021г.- 15 ноября 2021 г.

Вид проекта: познавательный

База реализации проекта: МДОБУ ДС №4 с. Екатеринославка

Содержание проекта.

I этап. Подготовительный.

Цель: разработка плана реализации проекта.

  1. Изучить  литературу по данной теме;
  2. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе;
  3. Информирование родителей о ходе реализации проекта в родительских уголках.
  4. Выявление уровня знаний детей по проблеме (проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?» , «Где находится библиотека?», «Как появилась книга», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга» и т.п.).
  5. Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по проблеме. Анкетирование родителей: «Роль книги в воспитании детей», опрос детей.

литературу».

Так как литературы очень мало по теме буккроссинга, большую часть информации мы брали с интернета.   Изучила материал, подготовила развивающую предметно-пространственную среду в подготовительной к школе группе: оформила стенд «Буккроссинг в детском саду», полку для книг.

Мы обратились к родителям, с просьбой принести в детский сад книги, которые уже прочитали и могли бы поделиться ими с другими, провели консультацию для родителей по Буккроссингу о его принципах и правилах.

Родители стали активно сотрудничать принесли книги, изготовили полку для книг, получилось очень ярко и креативно. Так в раздевалке появилась удивительная мини - библиотека - Буккроссинга, которая привлекала внимание всех и детей и родителей.

Информировали родителей о ходе реализации проекта в родительских уголках, посредством объявлений. Провели ситуативные беседы с детьми: «Для чего необходимо читать книги?», «Где находится библиотека?», «Как появилась книга», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга» и т.п.

В ходе бесед дети получили знания о книгах, направлении «Буккроссинг», как правильно обращаться с книгой.

        Анкетирование родителей «Роль книги в жизни ребенка». Опрос детей

Начало проекта октябрь, 2021 г.

        

Анкетирование родителей (законных представителей) подготовительной группы МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка» было проведено 01.10.2021 года.

По итогам анкетирования, 20% читают детям книги, 50% – нет, и 30% затрудняются в ответе на данный вопрос.

На вопрос есть ли дома  библиотека, 55% ответили, что нет и лишь 5% ответили «Да».

80% процентов родителей не обсуждают прочитанные книги с детьми. Наибольшее количество утвердительных ответов  было получено на вопрос «Читаете ли Вы перед сном сказки детям?», утвердительно ответило 30% родителей.

На вопрос, ходите ли вы в библиотеку с детьми, утвердительно ответили 15 %, ответ вызвал затруднение у 15%.  Из чего следует, что необходимо проводить пропаганду среди родителей о необходимости посещать библиотеку с детьми.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей уделяет мало внимания уделяет чтению сказок детям. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать проводить работу с родителями в этом направлении.

Опрос детей показал, что родители мало читаю детям книги, 70% детей на вопрос «Есть ли у вас любимые сказки?» утвердительно ответили «Да». 90% детей не посещают библиотеку, но очень бы хотели туда сходить с родителями. 70% детей подготовительной группы не умеют читать по слогам, плохо знают алфавит. Хотя такие знания в детском саду не дают там, но, как говорят из своего опыта работы педагоги, в семье, где книге уделяют большое внимание, дети раньше других начинают читать, у них богатый словарный запас, они  умеют формулировать мысли, пересказывать по картине , у них развита речь.

II–этап. Основной

Цель: Возрождение традиции чтения в кругу семьи.

Для родителей

1. Консультации для родителей  «Путешествие книг или буккроссинг в детском саду».

2. Ознакомление  родителей с  материалами по буккроссингу.

3. Создание детских книг совместно с родителями  и детьми с детскими стихами, рисунками, сказками, историями, сочиненными взрослыми и детьми.

Для детей

1. Рисование и аппликация на тему: «Моя любимая русская народная сказка», «Мой любимый герой из сказки».

2. Выставка рисунков при помощи родителей «Моя любимая русская народная сказка».

Для педагогов

1. Регулярное  чтение русских народных сказок детям перед дневным сном и в свободное время (все группы)

2. Изготовление дидактических игр по знакомству с русскими народными сказками, с привлечением родителей (все группы, 21 января)

3. Создание собственных детских книг совместно с родителями (с детскими стихами, рисунками, сказками, историями, сочиненными взрослыми и детьми, 17 декабря)

4. Конкурс чтецов.

5. Литературные вечера в группах (ближайшее родительское собрание, все группы)

6. Размещение полок с книгами в приёмных

7. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах

8. Разработка перспективного плана работы по реализации проекта.

Сегодня учёные уже доказали, что уровень грамотности человека напрямую зависит от его начитанности. Поэтому мы, вслед за учёными,  считаем, что успешность человека, уровень его грамотности, культуры общения напрямую зависит от его культуры чтения. 

      На книги, которые приносили учащиеся школы в библиотеку, вклеивался ярлычок "Буккроссинг", чтобы  книга сама дала  информацию о том, откуда она, кто ее подарил для   книгообмена, книговорота.

И книга выставлялась на полку. Их можно было  свободно брать  с книжных полок  оставлять у себя для чтения,  передавать друзьям,  предварительно  оставив запись  о новом читателе.

Для родителей на стенде в приёмной разместили объявление.

Уважаемые родители, и гости детского сада «Алёнушка»,

приглашаем Вас принять участие в увлекательном проекте

«Буккроссинг в детском саду»,

который стартовал с 1 октября 2021 года.

Процесс Буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «ПРОЧИТАЛ – ОТДАЙ ДРУГОМУ». Каждый может внести свой вклад в процесс Буккроссинга – принести прочитанную книгу в группу, где она начнет своё увлекательное странствие.

Если у Вас есть книги, которыми Вы можете поделиться с другими, - приносите их в наш в уголок.

      В книговороте первоначально  было предложено более 25 экземпляров книг, подаренных   родителями и сотрудниками детского сада.

      Полки  БУККРОССИНГА пользуются популярностью. Возле них за все время проведения  проекта много  родителей, детей и сотрудников детского сада. Они рассматривают книги, оставляют  свои, обмениваются книгами, а взамен берут что-то, что интересно именно им. По вклеенным в книги ярлычкам, мы видели, что это действительно круговорот книг – многие книги возвращались к нам уже несколько раз. Все книги нашли своего читателя. Радует то, что жизнь этих книг продолжается.

Совместно с детьми была организована выставка рисунков и поделок по любимым стихотворениям Агнии Львовны Барто «Зайка», «Лошадка», «Бычок», «Грузовик», «Самолёт».

А затем дети презентовали поделки и рисунки, рассказав знакомые и любимые с детства стихотворения, обыграв их. Такая продуктивная деятельность развивает у детей не только творческие способности, а все психические процессы, в том числе и речь, а умение презентовать свой продукт, развивает артистичность и умение держаться на публике.

 Также была организована театрализованная постановка «Три поросёнка», дети с удовольствием преображались в героев сказки, активно играли свои роли. Не обошлось без помощи родителей, вместе с ними дети учили слова к постановке, а воспитатель помог в изготовлении атрибутов и масок. Дети учились выступать публично,  проговаривать свои роли, учились понимать, что сказки можно не только читать, но и обыгрывать.

Создание книжек – малышек, очень творческий процесс, который увлёк не только детей, но и родителей. Были изготовлены различные книжки, такие как «С мёдом жить, здоровым быть», «Времена года», «Очень интересные разные профессии», «Алфавит», «Домашние животные» и много других. Дети придумывали сказки и рассказывали их друг другу, вместе с родителями придумали необычный дизайн книг.

Мама Киры К., воспитанницы подготовительной группы, сказала в завершении проекта: «Я давно не читала, как-то не получалось, а с появлением замечательной полки «Буккроссинг» прочла «Всадник без головы» и принесла взамен свою книгу «Дон Кихот». Такое движение должно быть. Ведь наши дети перестали читать.

В рамках движения «Буккроссинг» воспитатель запланировала проводить «Книжкины посиделки» с детьми и родителями. Воспитатель группы, Елена Владимировна сказала, что совместное чтение произведений родителями  и  детьми, поможет детям по - новому взглянуть на уже знакомые им книги.

В завершении этой интересной работы по проекту, воспитатель средней группы, Чудакова Ольга Владимировна, запланировала организацию обмена книгами  в средней группе. Я очень довольна, что мой проект не закончился, а нашёл своё продолжение в средней группе детского сада «Алёнушка».

Предполагаемый результат:
- с
формировать у детей потребность ежедневного общения с книгой;

- активное вовлечение в движение буккроссинг сотрудников детского сада, родителей, детей;

- положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами;

- возрождение чтения в кругу семьи.

Ресурсы:

№ п/п

Наименование

Количество

Стоимость

Сумма

1

Бумага формата А4

1

280

280

2

Катриджи, цветной принтер «Эпсон»

1

330

330

3

Ручки

3

15

45

Исполнители

4

Подбор методической литературы

Старший воспитатель, воспитатель, Воробьева Вита

5

Интернет - ресурсы

6

Подбор диагностического материала

Старший воспитатель, воспитатель, Воробьева Вита

7

Разработка методических материалов, памяток, буклетов

Старший воспитатель, воспитатель, Воробьева Вита

8

Изготовление масок для показа сказки

Старший воспитатель, воспитатель, Воробьева Вита

III-этап. Заключительный

1. Театрализованные постановки.

3. Разработка буклета для родителей «Путешествие книг или буккроссинг в детском саду».

4. Создание презентации по итогам реализации проекта.

5. Выставка книг в музыкальном зале «Книголюб» (старший воспитатель, Воробьева Вита)

7. Организация итогового мониторинга, родители - дети.

На заключительном этапе мною были проанализированы результаты реализации проекта  и проведено повторное анкетирование родителей и опрос детей, который показал, что в ходе выполнения всех мероприятий у детей сформировались разнообразные знания, умения и навыки. Дети получили огромное количество эмоций и впечатлений, а главное, цель проекта достигнута, у детей и родителей повысился интерес к книге, они стали читать детям сказки, а дети, как показал опрос и анкетирование, стали меньше времени проводить за гаджетами.

Результатами проекта в подготовительной группе явились следующие  мероприятия:

- создание поделок и рисунков по прочитанным книгам;

- театрализованная постановка «Три поросёнка»;

- создание книжек – малышек детьми совместно с родителями и педагогами.

- выставка книг «Книголюб»;

- разработка буклета для родителей «Путешествие книг или буккроссинг в детском саду»;

- конкурс чтецов, в преддверии праздника «День матери»;

- создание презентации по итогам проекта;

- итоговый мониторинг.

               С уверенностью могу сказать, что совместная работа объединила всех участников образовательного процесса, свою активность проявили дети, родители и сотрудники детского сада, за что им огромное спасибо.

Огромную помощь в организации проекта мне оказали старший воспитатель Чудакова О.В., воспитатель группы Иконникова Е.В., и, конечно же, родители воспитанников детского сада «Алёнушка». Спасибо детям подготовительной группы и сотрудникам, которые тоже стали участниками проекта.

Выводы, рекомендации, ожидаемые результаты проекта

- воспитанникам понравились мероприятия и после проведения проекта ребята  продолжают пополнять книжные полки;

- в проекте приняли участие читатели разного возраста, разной подготовленности к чтению и разной направленности интересов чтения;

- наш проект поддержали и сотрудники детского сада, отправив свои книги  для   буккроссинга;

Анкетирование родителей «Роль книги в жизни ребенка»

Завершение проекта ноябрь, 2021г

Опрос детей «Чтение в кругу семьи»

Анкетирование родителей (законных представителей) подготовительной группы МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка» было проведено 15.11.2021 года.

По итогам анкетирования, 70% читают детям книги, 10% – нет, и 20% затрудняются в ответе на данный вопрос.

На вопрос есть ли дома  библиотека, 10% ответили, что нет и лишь 60% ответили «Да».

10% процентов родителей не обсуждают прочитанные книги с детьми. 80% читают детям книжки.

Наибольшее количество утвердительных ответов  было получено на все вопросы.

На вопрос, ходите ли вы в библиотеку с детьми, утвердительно ответили 30 %, ответ вызвал затруднение у 30%.  Из чего следует, что необходимо продолжать проводить пропаганду среди родителей о необходимости посещать библиотеку с детьми, о положительных результатах посещения.

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей уделяет мало внимания уделяет чтению сказок детям. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать проводить работу с родителями в этом направлении. Часть родителей высказали пожелания руководству детского сада:

Из них пожелания успехов в работе по проекту высказали 4 человека.

      Таким образом, необходимо продолжать проводить работу с родителями в данном направлении.

Вопросы, на которые родители затрудняются ответить, необходимо вынести на дополнительное анкетирование, чтобы наиболее полно изучить потребности родителей, выявить конкретные недостатки, и, в дальнейшем, вести работу по улучшению того и иного направления деятельности педагога.

На основе проведенного анкетирования разработаны следующие рекомендации для воспитателя:

- продолжать просветительскую работу с родителями с целью подачи полной информации о  буккроссинге и его пользе;

- ввести в педагогическую деятельность новые формы взаимодействия с семьей: совместные  проекты.

Рекомендации для родителей:

- проявлять активную позицию в жизни группы, принимать участие в родительских собраниях, художественной деятельности.

Опрос детей показал, что 70% родителей читают детям сказки перед сном, 80% детей на вопрос «Есть ли у вас любимые сказки?» утвердительно ответили «Да». 30% детей не посещают библиотеку, но очень бы хотели туда сходить с родителями. Таким образом, мы видим увеличение процента (10%) посещаемости библиотеки детьми. Конечно,  в виду занятости родителей, сложно найти время, но положительная динамика есть.

70% детей подготовительной группы не умеют читать по слогам, плохо знают алфавит. Хотя такие знания в детском саду не дают там, но, как говорят из своего опыта работы педагоги, в семье, где книге уделяют большое внимание, дети раньше других начинают читать, у них богатый словарный запас, они  умеют формулировать мысли, пересказывать по картине , у них развита речь.

Перспективный план работы

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1

Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании детей»

01.10.2021

Воробьева Вита

Родители

2

Опрос детей «Чтение в кругу семьи»

04.10.2021

Воробьева Вита

Воспитанники

3

Беседы с детьми «Для чего необходимо читать?», «Правила обращения с книгой»

08.10.2021

Воробьева Вита

4

Консультация для родителей «Путешествие книг или буккроссинг»

15.10.2021

Воробьева Вита

Чудакова О.В., старший воспитатель

5

Буклет для педагогов «Возрождаем семейное чтение»

20.10.2021

Воробьева Вита

Чудакова О.В., старший воспитатель

Основной этап

1

Выставка детских книг «Книголюб»

26.10.2021

Воробьева Вита

Иконникова Е.В., воспитатель

2

Продуктивная деятельность с последующей организацией выставки поделок и рисунков.

29.10.2021

01.11.2021

Воробьева Вита

Иконникова Е.В., воспитатель

3

Театрализованная постановка «Три медведя»

03.11.2021

Воробьева Вита

Иконникова Е.В., воспитатель

4

Создание книжки – малышки и составление сказок

08.11.2021

Воробьева Вита

Родители

5

Чтение любимых сказок перед сном  

По мере возможности

Воробьева Вита

Иконникова Е.В., воспитатель

Заключительный этап

1

Итоговое анкетирование родителей «Роль книги в воспитании детей»

15.11.2021

Воробьева Вита

Родители

2

Итоговый опрос детей «Чтение в кругу семьи»

12.11.2021

Воробьева Вита

Воспитанники

3

Создание презентации по итогам проекта

15.11.2021

Воробьева Вита

4

Итоговое мероприятие

Конкурс чтецов в преддверии праздника «День матери»

15.11.2021

Воробьева Вита

Чудакова О.В., старший воспитатель

Иконникова Е.В., воспитатель

Использованная литература:

  1. Российский сайт -http://www.bookcrossing.ru
  2. Ссылки сообщества буккроссеров за рубежом:   www.bookcrossing.com Американский сайт, с которого все началось  www.bookcrossers.de Немецкий сайт буккроссингаwww.bookcrossing-spain.com Испанский буккроссингwww.bookcrossing.nl Нидерланды. Буккроссингwww.bookcrossingfrance.apinc.org Франция не отстает!  www.bookcrossing-mexico.com И Мексика!