Доклад на тему: «Методы и приемы работы по обучению детей продуктивному диалогу»
материал по развитию речи

Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_pedsovet.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 7

Доклад на тему: «Методы и приемы работы

по обучению детей продуктивному диалогу»

Подготовила:

Пучко Светлана Викторовна

- логопед, дефектолог

Калининград, 2019 г.

Тема: «Методы и приемы работы по обучению детей продуктивному диалогу»

Диалог – форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативные навыки.

Мысль ребенка, в отличие от мысли взрослого человека, эгоцентрична. Он никогда не спрашивает себя, поняли его или нет, он никогда не думает о других, когда говорит, так как занят предметом высказывания. Поэтому, чтобы научить ребенка участвовать в диалоге следует развивать не только речь, но и речевую деятельность, а развитие речи – это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.

Речевая деятельность – это форма вербального общения, взаимодействие людей при помощи речи. С чего нужно начать развитие речевой деятельности? В первую очередь, с мотивации, с потребности ребенка говорить.

Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные содержательные задачи, которые имеют противоречия, с недостающими данными, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.

Зачастую педагоги работают над обогащением словаря, развитием связной речи, считая, что умение вести диалог у ребёнка придёт само собой. Бывает так, что у ребёнка богатый словарный запас, он умеет строить предложения, может ответить на вопрос, а диалог вести не умеет. Поэтому нужно развивать не только речь, но и умение вести диалог. Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить. Если ребёнок хочет чем – то поделиться, нельзя его останавливать. Чтобы стать ближе к детям, а значит по – настоящему диалогичнее, обучение должно проходить в форе сотрудничества.

Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя три этапа:

 -обучение постановке вопроса

- работа в парах, группах

- ведение групповой дискуссии.

Методы и приемы развития продуктивного диалога:

1.Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

Задачи:

-            Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.

-            Формирование разговорной речи в беседе.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач.

1. Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности. Для освоения разговорно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.

Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события.

Приемы обучения

Ведущий прием - вопрос.

Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы.

Цель - вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

3. Чистота рук.

4. Закаливание.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Дети учатся и овладевают словоизменением существительных и отдельных хорошо знакомых глаголов и прилагательных. Одновременно усваивается слогоритмичная структура трехсложных, некоторых четырехсложных слов. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей, дети усваивают культуру речевого общения. В общении пользуются фразовой речью, используют различные синтаксические конструкции предложений. Совершенствуются звукопроизношение и просодическая сторона речи. В общение дети пользуются выразительной речью, а также дополнительными средствами выразительности: мимикой, жестом, взглядом.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Беседы можно проводить на различную тематику, обращая внимание на интересы детей.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Наиболее доступная форма усвоения диалога - игра.

2.Творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

3. Театрализованные  игры  условно можно разделить на две подгруппы:

игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.

Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Приглашение в гости».Чтение шуток и прибауток по ролям. Выяснение смысла.

-            Ты конфеты съел?

-            Нет, не я.

-            А вкусные были?

-            Очень.

-            Ты что делаешь?

-            Ничего!

-            А ты что?

-            Да ему помогаю.

4. Подвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

5. Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера.

6. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные дидактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков), «Чего не стало?» (родительный падеж множественного числа), «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты»), «Бывает — не бывает» (рассуждение).Используются словесные игры «Отгадай- ка», «Радио», «Назови три предмета», «Наоборот», «Где мы были, не скажем», «Закончи предложение» и др.

7.Рассматривание картин.

8.Чтение художественной литературы. Мы ежедневно читаем художественные произведения. После чтения обязательно проводим его анализ, чтобы усвоить содержание, оценить поступки героев. В ходе такой беседы педагог даёт образец правильной постановки вопроса, дети усваивают то, что вопросительные предложения содержат такие слова, как что, когда, почему…, учит задавать их в определённой последовательности.

9.Наблюдения на прогулках.

10. Активизируем речевую деятельность, создавая проблемные ситуации.

Вывод: Любая совместная деятельность даёт возможность развивать потребность в общении, желание и умение вступать в диалог при грамотном руководстве со стороны взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На тему: «Использование игровых Приемов при обучении детей по ФЭМП»

Доклад  На тему: «Использование игровыхПриемов при обучении детей по ФЭМП»...

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» ...

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» ...

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.Маленький ребенок развивается в активно...

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация на тему:«Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация на тему:                                                  ...

Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация на тему "Методы и приёмы в обучении детей раннего возраста"...