Доклад на тему: «Методы и приемы работы по обучению детей продуктивному диалогу»
материал по развитию речи
Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_pedsovet.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 7
Доклад на тему: «Методы и приемы работы
по обучению детей продуктивному диалогу»
Подготовила:
Пучко Светлана Викторовна
- логопед, дефектолог
Калининград, 2019 г.
Тема: «Методы и приемы работы по обучению детей продуктивному диалогу»
Диалог – форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.
Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативные навыки.
Мысль ребенка, в отличие от мысли взрослого человека, эгоцентрична. Он никогда не спрашивает себя, поняли его или нет, он никогда не думает о других, когда говорит, так как занят предметом высказывания. Поэтому, чтобы научить ребенка участвовать в диалоге следует развивать не только речь, но и речевую деятельность, а развитие речи – это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.
Речевая деятельность – это форма вербального общения, взаимодействие людей при помощи речи. С чего нужно начать развитие речевой деятельности? В первую очередь, с мотивации, с потребности ребенка говорить.
Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные содержательные задачи, которые имеют противоречия, с недостающими данными, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.
Зачастую педагоги работают над обогащением словаря, развитием связной речи, считая, что умение вести диалог у ребёнка придёт само собой. Бывает так, что у ребёнка богатый словарный запас, он умеет строить предложения, может ответить на вопрос, а диалог вести не умеет. Поэтому нужно развивать не только речь, но и умение вести диалог. Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить. Если ребёнок хочет чем – то поделиться, нельзя его останавливать. Чтобы стать ближе к детям, а значит по – настоящему диалогичнее, обучение должно проходить в форе сотрудничества.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя три этапа:
-обучение постановке вопроса
- работа в парах, группах
- ведение групповой дискуссии.
Методы и приемы развития продуктивного диалога:
1.Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
Задачи:
- Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.
- Формирование разговорной речи в беседе.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач.
1. Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности. Для освоения разговорно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.
Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события.
Приемы обучения
Ведущий прием - вопрос.
Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?
Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?
Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?
Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.
Построение беседы
Начало беседы.
Цель - вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.
Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук.
4. Закаливание.
Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Дети учатся и овладевают словоизменением существительных и отдельных хорошо знакомых глаголов и прилагательных. Одновременно усваивается слогоритмичная структура трехсложных, некоторых четырехсложных слов. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей, дети усваивают культуру речевого общения. В общении пользуются фразовой речью, используют различные синтаксические конструкции предложений. Совершенствуются звукопроизношение и просодическая сторона речи. В общение дети пользуются выразительной речью, а также дополнительными средствами выразительности: мимикой, жестом, взглядом.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Беседы можно проводить на различную тематику, обращая внимание на интересы детей.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
Наиболее доступная форма усвоения диалога - игра.
2.Творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
3. Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы:
игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.
Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.
При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Приглашение в гости».Чтение шуток и прибауток по ролям. Выяснение смысла.
- Ты конфеты съел?
- Нет, не я.
- А вкусные были?
- Очень.
- Ты что делаешь?
- Ничего!
- А ты что?
- Да ему помогаю.
4. Подвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др.
Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
5. Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера.
6. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные дидактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков), «Чего не стало?» (родительный падеж множественного числа), «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты»), «Бывает — не бывает» (рассуждение).Используются словесные игры «Отгадай- ка», «Радио», «Назови три предмета», «Наоборот», «Где мы были, не скажем», «Закончи предложение» и др.
7.Рассматривание картин.
8.Чтение художественной литературы. Мы ежедневно читаем художественные произведения. После чтения обязательно проводим его анализ, чтобы усвоить содержание, оценить поступки героев. В ходе такой беседы педагог даёт образец правильной постановки вопроса, дети усваивают то, что вопросительные предложения содержат такие слова, как что, когда, почему…, учит задавать их в определённой последовательности.
9.Наблюдения на прогулках.
10. Активизируем речевую деятельность, создавая проблемные ситуации.
Вывод: Любая совместная деятельность даёт возможность развивать потребность в общении, желание и умение вступать в диалог при грамотном руководстве со стороны взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На тему: «Использование игровых Приемов при обучении детей по ФЭМП»
Доклад На тему: «Использование игровыхПриемов при обучении детей по ФЭМП»...
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» ...
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» ...
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.Маленький ребенок развивается в активно...
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Консультация на тему:«Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Консультация на тему: ...
Консультация на тему: «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Консультация на тему "Методы и приёмы в обучении детей раннего возраста"...