Семинар для педагогов ДОУ «Речевое развитие детей в соответствии с ФОП ДО»
консультация по развитию речи

Вилигина Ольга Александровна

Работа педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Речевое развитие детей в соответствии с ФОП ДО»

В связи с переходом  на Федеральную образовательную программу дошкольного образования перед нами стоит архиважная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» - подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.

Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.

Задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП является:

1. формирование словаря

2. развитие звуковой культуры речи

3. формирование грамматического строя речи

4. развитие связной речи

5. подготовка детей к обучению грамоте

6. развитие интереса к художественной литературе

Целевые ориентиры ФОП  предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.

Для полноценного развития речи детей, необходимо создать условия, под которыми мы предусматриваем:

- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

- целенаправленную работу педагогов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.

Рассмотрим каждый критерий более подробно.

Изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства, является  необходимым условием для создания единого речевого пространства в дошкольном учреждении, которое заключается в проведении воспитателями диагностики.

 Диагностика помогает  установить уровень развития речи детей, соответствие ее возрастным нормам, проследить динамику развития речи. А также помогает выявить недостатки в речевом развитии, которым следует уделить особое внимание в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми, используя речевые игры, методы и приемы.  

Целенаправленную работу над речевым развитием детей необходимо проводить во всех видах детской деятельности, а не только на специальных занятиях, на которых проходит лишь часть работы по развитию речи. Значительную роль играют различные формы работы, осуществляемые  вне занятий, а в режимные моменты.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Формирование речи в совместной деятельности должно быть направленно на все компоненты речи, а именно:

  1. Понимание речи
  2. Лексика
  3. Грамматика
  4. Связная речь
  5. Звукопроизношение
  6. Фонематический слух
  7. Слоговая структура слова
  8. Просодические компоненты речи: речевое дыхание, голос, темп и ритм речи, интонация
  9. Неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

Утренний прием очень важен в настрои на дальнейшее пребывание в детском саду

От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня.  От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома. Встречаем добрыми словами «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас».

Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Детям нравятся игры с картинками например, «Укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.

Утром также проводится индивидуальная работа с детьми, в том числе и на развитие речи.

В утренние часы следует уделить время на артикуляционную и дыхательную гимнастику

В утреннее время.

Младшая группа – 1 раз в день по 2-3 минуты, упражнения необходимо проводить в сказочной, либо в стихотворной форме.

Постепенно время увеличивается и в старшей, подготовительной группе может достигать уже 10 минут. Упражнения могут проводиться как в сказочной и стихотворной форме, так и по названию упражнения.

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика может проводится как с предметом, пособием (различные султанчики), так и без него «Воздушный шар», «Остудим чай», «Насос» и т.д. Дыхательная и артикуляционная гимнастика проводятся как в свободной деятельности, так и могут являться физминуткой во время занятия.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика это важные и неотъемлемые этапы в формировании правильного звукопроизношения и речи в целом и главное проводить их системно. 

Культурные практики - отражение всего диапазона действий ребенка, накопления им самостоятельного опыта повседневной жизнедеятельности, возможностей его личной инициативы. Выбора, проб в создании собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.

Что же относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?

• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.)

• практики культурного  взаимодействия ребенка с окружающим социумом.

• практики игрового взаимодействия (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).

• Коммуникативные практики (дидактические, речевые игры).

• Культурные практики здорового образа жизни (артикуляционная, дыхательная гимнастика и т.д.).

• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).

Игр на речевое развитие, великое множество, главное  уметь правильно организовывать и использовать не только непосредственно на занятиях но и в повседневной жизни, т.е. в режимные моменты.  

Продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС

Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС...

«Создание условий для речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средст...

Консультация-практикум для педагогов «Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация-практикумдля педагогов«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация «Организация работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».

Знакомство воспитателей с различными техниками по речевому развитию дошкольников....