Семинар для педагогов ДОУ «Речевое развитие детей в соответствии с ФОП ДО»
консультация по развитию речи
Работа педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_rechevoe_razvitie_detey_v_sootvetstvii_s_fop_do.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Речевое развитие детей в соответствии с ФОП ДО»
В связи с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования перед нами стоит архиважная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» - подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.
Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.
Задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП является:
1. формирование словаря
2. развитие звуковой культуры речи
3. формирование грамматического строя речи
4. развитие связной речи
5. подготовка детей к обучению грамоте
6. развитие интереса к художественной литературе
Целевые ориентиры ФОП предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Для полноценного развития речи детей, необходимо создать условия, под которыми мы предусматриваем:
- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
- целенаправленную работу педагогов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
Рассмотрим каждый критерий более подробно.
Изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства, является необходимым условием для создания единого речевого пространства в дошкольном учреждении, которое заключается в проведении воспитателями диагностики.
Диагностика помогает установить уровень развития речи детей, соответствие ее возрастным нормам, проследить динамику развития речи. А также помогает выявить недостатки в речевом развитии, которым следует уделить особое внимание в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми, используя речевые игры, методы и приемы.
Целенаправленную работу над речевым развитием детей необходимо проводить во всех видах детской деятельности, а не только на специальных занятиях, на которых проходит лишь часть работы по развитию речи. Значительную роль играют различные формы работы, осуществляемые вне занятий, а в режимные моменты.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Формирование речи в совместной деятельности должно быть направленно на все компоненты речи, а именно:
- Понимание речи
- Лексика
- Грамматика
- Связная речь
- Звукопроизношение
- Фонематический слух
- Слоговая структура слова
- Просодические компоненты речи: речевое дыхание, голос, темп и ритм речи, интонация
- Неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика
Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.
Утренний прием очень важен в настрои на дальнейшее пребывание в детском саду
От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня. От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома. Встречаем добрыми словами «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас».
Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Детям нравятся игры с картинками например, «Укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.
Утром также проводится индивидуальная работа с детьми, в том числе и на развитие речи.
В утренние часы следует уделить время на артикуляционную и дыхательную гимнастику
В утреннее время.
Младшая группа – 1 раз в день по 2-3 минуты, упражнения необходимо проводить в сказочной, либо в стихотворной форме.
Постепенно время увеличивается и в старшей, подготовительной группе может достигать уже 10 минут. Упражнения могут проводиться как в сказочной и стихотворной форме, так и по названию упражнения.
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика может проводится как с предметом, пособием (различные султанчики), так и без него «Воздушный шар», «Остудим чай», «Насос» и т.д. Дыхательная и артикуляционная гимнастика проводятся как в свободной деятельности, так и могут являться физминуткой во время занятия.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика это важные и неотъемлемые этапы в формировании правильного звукопроизношения и речи в целом и главное проводить их системно.
Культурные практики - отражение всего диапазона действий ребенка, накопления им самостоятельного опыта повседневной жизнедеятельности, возможностей его личной инициативы. Выбора, проб в создании собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
Что же относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?
• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.)
• практики культурного взаимодействия ребенка с окружающим социумом.
• практики игрового взаимодействия (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).
• Коммуникативные практики (дидактические, речевые игры).
• Культурные практики здорового образа жизни (артикуляционная, дыхательная гимнастика и т.д.).
• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).
Игр на речевое развитие, великое множество, главное уметь правильно организовывать и использовать не только непосредственно на занятиях но и в повседневной жизни, т.е. в режимные моменты.
Продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....
Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...
Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС
Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС...
«Создание условий для речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средст...
Консультация-практикум для педагогов «Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация-практикумдля педагогов«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»...
Презентация «Организация работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».
Знакомство воспитателей с различными техниками по речевому развитию дошкольников....