Опыт работы «Организация речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Шарафиева Альбина Миргазияновна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 города Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

«Организация речевого развития

детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Воспитатель

Шарафиева А.М.

Имеющаяся категория: высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туймазы

 

 

Прекрасная речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, неторопливы.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:

а) владение речью как средством общения;

б) обогащение активного словаря;

в) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

г) развитие речевого творчества;

д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;

ж) формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте. И считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка. Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:

- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;

- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева

Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно – ролевых игр», «Центр по театрализации» и т. д

Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.

Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников (В. Лосина, Ю. Казанцева, Т. Сокольской, К. Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била – не разбила; дед плачет, баба плачет).

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.

2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.

3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. Учимся рассуждать, беседовать.

При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит – жужжит», «Заморозим руку»(Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:

- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;

- в ходе режимных моментов;

- в свободной самостоятельной деятельности;

- во взаимодействии с семьями.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения : одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.

Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.

«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова

Пальчиковым играм я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.

Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.

Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания.

Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_razvitie_rechi.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 города Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Опыт работы

«Организация речевого развития

детей младшего дошкольного возраста»

Выполнил:

Воспитатель

Шарафиева А.М.

Имеющаяся категория: высшая

Туймазы

Прекрасная речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, неторопливы.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:

а) владение речью как средством общения;

б) обогащение активного словаря;

в) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

г) развитие речевого творчества;

д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;

ж) формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте. И считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка. Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:

- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;

- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева

Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно – ролевых игр», «Центр по театрализации» и т. д

Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.

Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников (В. Лосина, Ю. Казанцева, Т. Сокольской, К. Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била – не разбила; дед плачет, баба плачет).

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.

2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.

3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. Учимся рассуждать, беседовать.

При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит – жужжит», «Заморозим руку»(Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:

- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;

- в ходе режимных моментов;

- в свободной самостоятельной деятельности;

- во взаимодействии с семьями.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения : одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.

Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.

«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова

Пальчиковым играм я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.

Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.

Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания.

Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...

Опыт работы "Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период".

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для  решения этой проблемы необходимо  активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем б...

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»

Наше  дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....