Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Веселый язычок»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Кудряева Ольга Павловна

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_razvitiyu_rechi_1ml.gr_.docx62.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа кружка

«Веселый язычок»

(развитие речи детей раннего возраста через произведения народного фольклора)

1 младшая группа

2-3 года

Воспитатель: Кудряева О.П.

2023 – 2024 учебный год

Содержание

1. Целевой раздел.                                                                                                                1.1. Пояснительная записка.  - 3                                                                                                                                                                                              1.2. Нормативно-правовая база. - 5                                                                                                                                                                                                                        1.3. Актуальность программы, цели, задачи, методы, формы организации.-  5                       1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей.-  6                                                          1.5. Сроки реализации программы.-  9                                                                                               1.6. Планируемые результаты.-  9

 2. Содержательный раздел.                                                                                                             2.1. Диагностика качества образовательного процесса.-  9                                                                2.2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.- 10

3. Организационный раздел.                                                                                                            3.1. Расписание работы кружка.-  11                                                                                                         3.2. Учебный план.- 11                                                                                                                            3.3. Календарно-тематический план. - 12                                                                                                 3.4. Материально-техническое оснащение. -  15                                                                                     3.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса -   15

  4. Список литературы. -  16                  

1. Целевой раздел         

1.1. Пояснительная записка.

Пояснительная записка:

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной деятельности, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Рабочая программа кружка «Веселый язычок» направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Введение

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.

Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Веселый язычок».

Актуальность.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Новизна программы.

    Нетрадиционные подходы к методике обучения родному языку дошкольников:   пересказыванию от лица литературного героя, составлению наглядной пространственной модели к произведению, смысловой группировки текста, творческих заданий на развитие словесного творчества.

    Направленность дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы:   речевое развитие.    

          1.2. Нормативно-правовая база.

1. Конвенция о правах ребенка.

 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

5. ФГОС дошкольного образования.

6. Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014.

7. СанПиН 2.4.1.3049-13.

8. Устав МДОУ «Детский сад №2 «Кораблик».

  1.3. Цели, задачи, методы, формы организации.

Цель программы: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

   Задачи:

Обучающие: 

- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

- Обогащать, активизировать речь детей.

- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

- Учить подражать движениям взрослых.

- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

 - Повышать эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия для речевого развития;

Развивающие: 

- развивать речь, коммуникативные качества;

- воображение, фантазию;

 - память;

 - мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные: 

- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;

- любовь к художественным произведениям;

 - доброжелательные отношения друг к другу.    

      Настоящая программа основана на  дидактических принципах:

  1. Принцип наглядности.

Предполагает широкое представление

соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, разные

виды театров, мелкие игрушки.

  1. Принцип последовательности.

 Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, от простого к сложному, чтобы дети усваивали материал постепенно.

  1. Принцип занимательности

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые воспитателем действия, стремиться к достижению результата.

  1. Принцип тематического планирования материала

Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

  1. Принцип личностно-ориентированного общения.

 В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Формы реализации организованной образовательной деятельности       

Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а

также самостоятельную творческую деятельность детей. В процессе

образовательной деятельности используются различные формы

совместной деятельности: традиционные,  игровые. Каждое занятие

включает теоретическую часть, (беседы об окружающих предметах, о

живой и неживой природе, рассматривание книг, иллюстраций) и

практическое выполнение задания детьми.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно - действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно - образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчинённые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

 К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.  Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.    

1.5. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год. Она охватывает 1 младшую группу – от 2 до 3 лет.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 36 часа, учебный год проходит с сентября по май один раз в неделю.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 36;

- кол-во часов и занятий в неделю – 1 час, 1 занятие;

- периодичность занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.

1.6. Планируемые результаты

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать: изученный детский фольклор, пальчиковые игры, невербальные средства общения.

уметь: передавать различные эмоциональные состояния, выражать свои чувства и понимать чувства других, преодолевать робость и уверенность в себе.

владеть: разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности;

- умениями и навыками звукового и слогового анализа слова.

2. Содержательный раздел. 

2.1. Диагностика качества образовательного процесса.

Мониторинг проводиться 2 раза в год (октябрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому.

Высокий – выполняет задания самостоятельно, при минимальной помощи

Средний – выполняет основные задания самостоятельно, остальные при помощи педагога

Низкий – выполняет задания избирательно, требуется помощь педагога

п/п

Ф.И. ребенка

Слушает и повторяет потешки

Слушает и повторяет небольшие народные сказки

Разучивает и повторяет пальчиковые игры

Итоговый показатель

окт

май

окт

май

окт

май

кол.баллов

уровень

Высокий уровень – 3 балла (ребенок самостоятельно, без ошибок, справляется с заданием).

Средний уровень – 2 балла (ребенок выполняет задания с помощью взрослого).

Низкий уровень -1 балл (ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания).

2.2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

В процессе реализации Программы используются различные формы

проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все

задания соответствуют по сложности возрасту воспитанников. На занятиях

используются наглядно – иллюстративные материалы.

Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу:

- Художественное слово.

- Пальчиковая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

- Речевые игры.

-Подвижные игры.

Приёмы и методы организации:

- Словесный метод – беседа, чтение и разучивание потешек, стихов,

загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр.

- Наглядный метод – показ действий, рассматривание иллюстраций,

игрушек.

- Практический метод – действия руками ребёнка, самостоятельные

действия ребёнка .

- Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.

Дидактический материал:

- Словесный материал (картотек малых фольклорных форм).

- Картотека пальчиковых игр.

- Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам).

- Музыкальное сопровождение (подборка музыкальных произведений для

сопровождения образовательной деятельности).

- Наглядный материал: игрушки, иллюстрации, разные виды театров по

тематике малых фольклорных форм.

- ТСО: магнитофон, аудиозаписи, видеопризентации.

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультаций
  • Совместное проведение мероприятий в очной, очно-дистанционной форме
  • Совместное творчество родителей и детей

Задачи:

1. Формирование психолого- педагогических знаний родителей;

2. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Расписание работы кружка.

Группы

Время проведения

Продолжительность занятий

День недели

1 младшая группа  

15.30- 15.40

10 минут

По графику педагога

3.2. Учебный план.

Кружок по развитию речи

Количество занятий

Число занятий в неделю

Число занятий в месяц

Число занятий в год

1 младшая группа

1 раз

 

4

36

3.3. Календарно-тематический план.

Календарно – тематическое планирование кружка

месяц

                                                Тема занятия

сентябрь

  1. Потешки «Ой, лады, лады, лады»,

 «Ежик»

2. Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим»

Упражнение «Жил был зайчик»

3. Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая гимнастика «Наша Маша варила кашу»,

 «Ягоды»

октябрь

1. Потешка «Дождик»

Упражнение «Это я»

  1. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!», «Здравствуйте»

3. Русская народная сказка «Колобок»(настольный театр)

4. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

ноябрь

1. Потешка «Зайка серенький сидит»

 «Сидит белка на тележке»»

2. Логоритмика «Замок»

«Оладушки»

3. Русская народная сказка «Три медведя» (кукольный театр)

4. Пальчиковая гимнастика «Тук да тук»

Пальчиковая гимнастика «Котик»

декабрь

1.Потешка «Хомка –Хомка, хомячок» 

«Тень-тень-потетень»

2.Знакомство с загадками о домашних животных

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр)

4.Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

январь

  1. Песенка «Курочка»

«Как на горке снег»

2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (драматизпция)

3. Пальчиковая гимнастика «Варежка»

Пальчиковая гимнастика «На Новый год

февраль

1. Потешка «Снежинка»

Потешка «Ты мороз, мороз, мороз»

2. Загадывание загадок о зиме

3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4. Пальчиковая игра «Блины»

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»

март

1. Потешка «Вышли мышки»

Упражнение «Колобок»

2. Считалка «Зайчик»

3. русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Моя семья»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

апрель

1. Потешки «Солнышко», «Птичка» 

2. Потешка « Курочка-рябушечка»

3. Русская народная сказка «Курочка Ряба»(кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Бабушка»

Пальчиковая гимнастика «Мышиная семья»

май

1. Упражнения «Кузнечики», «Домашние птицы»

2. Песенка «Жили у бабуси»

3. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Пальчиковая гимнастика «Дождик: кап!»

месяц

                                  Тема занятия

сентябрь

1.Потешка «Ой, лады, лады, лады»  

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

«Ежик»

Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки!

(держите руки в замочке и наклоняйте

его то в правую, то в левую сторону)

Вот они!

(3 раза — на каждую фразу

поднимите пальцы вверх)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки!

(держите руки в замке пальцами

вверх, раскачивайте их вправо-влево)

Вот так!

(3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в «замок»

2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»

Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости
Недель восемь,
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Упражнение «Жил был зайчик»

Жил-был зайчик –

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

(Хлопают в ладоши, 3 пальца в кулак, указательный и средний- ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль.)

3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с  него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложеннойладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках   «убегают» как можно дальше.)

Наша Маша варила кашу,     (Водим указательным пальцем по ладошке)

Кашу сварила, деток кормила.

Этому дала,                              (Кашу раздает, загибаем по одному пальчику)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому ничего не дала.      (Постукиваем по большому пальчику указательным)

Он много шалил,                  (Грозим указательным пальцем)

Свою тарелку разбил,          (Хлопаем в ладошки один раз)

Ему каши нет.                       (Разводим руки в стороны)

октябрь

1.«Дождик»

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап!

(указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности,

особенно эффектно и весело это делать по воде)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап!

(теперь несильно постучите ладошками)

Си-и-ильный, си-и-ильный,

Си-и-ильный ли-и-ивень

(громко стучите ладошками)

Гром, гром, гром!

(хлопайте в ладоши)

В небе молния кругом! (поднимите руки вверх и потрясите ими)

«Это я»

Это глазки. Вот. Вот. (показ - глаза поочередно)

Это ушки. Вот. Вот. (показ -уши  поочередно)       

Это нос. Это рот.        (показ - нос, рот)

Там спинка. Тут живот.(ладошку кладут на спину,другую на  живот) Это ручки. Хлоп, хлоп.(руки  вперед два хлопка)

Это ножки. Топ, топ. (два раза топают ногами)

Ох, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)

2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!

Потешка «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки,

 Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

 Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топать)

 Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

 Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)


4.
Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)

Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью)

Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз)

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

ноябрь

1.Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,           (Сжимаем и разжимаем пальчики)

Продает она орешки:                 (Загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

2.«Замок»

На дверях висел замок

(сцепляем пальчики в замок имашем вверх-вниз)

Кто его открыть бы смог?

Мы ломали, мы крутили

(вертим ручками «в замке»вправо-влево)

Били, били(хлопаем)

И открыли!(разводим ручки)

«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками)

Ди-ли, ди-ли, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп !

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения, «дуют» на ладошки)

3.Русская народная сказка «Три медведя»

4. Пальчиковая игра «Тук да тук»

Целый день тук да тук,            (стучим кулачок об кулачок)

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.      (соединяем кончики пальцев «Крышей»)

Этот дом для белочек,                (загибаем пальчики)

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот такой хороший дом,            (хлопаем в ладошки)

Как мы славно заживем!

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать!

«Котик»

Котик, котик, котик           (круговыми движениями погладить ладонью по животику)

Тёпленький животик,

Подойди к нам близко.      (кистями обеих рук сделать манящие движения)

Вот сметаны миска,           (ладони соединить в виде чаши ) 

Вот тарелка с молоком,    (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами ) 

Ну, лакай же языком!         (ладони поднести к лицу) 

 

декабрь

1.Потешка «Хомка –Хомка, хомячок» 

Хомка-Хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)

Хомка рано встает (потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия)

Подметает  хомка  хатку (наклоняемся и

делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку (шаг на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать!

(показывываем, какой сильный)

Потешка «Тень-тень-потетень»

Тень-тень-потетень,

Села кошка на плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте воробьи!

Берегитесь кошки!

2.Знакомство с загадками о домашних животных

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком.(Собака)

Спереди — пятачок, сзади — крючок, посередине — спинка, на спинке — щетинка.(Свинья)

Мягкие лапки, а в лапках — царапки, зелёные глаза — всем мышам — гроза.(Кошка)

Хоть крепки мои копыта и остры мои рога, я добра и не сердита, нравом вовсе не строга. В поле я мычу: "Му-му! Молочка налить кому?"(Корова)

3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»(кукольный театр)

4.Пальчиковая  «Новый год»

Дети водят хоровод,            (хлопаем в ладоши)

Висят на елке шарики,        (кисти сцеплены пальцами)

Светятся фонарики,             (поочередно соединяем пальцы рук, образуя шар)

Вот сверкают льдинки,         (фонарики)

Кружатся снежинки,              (легко и плавно двигать руками)

В гости Дед Мороз идет,        (пальцы шагают по коленям)

Всем подарки несет,              (трем ладони друг об друга)

Чтоб подарки посчитать,       (хлопаем по коленям, одна рука -ладонью, другая рука - кулаком, затем меняем)

Будем пальцы загибать:        

Раз, два, три, четыре, пять,      (по очереди  загибаем пальцы)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - мама, 
- этот пальчик - папа, 
- Ну а этот пальчик - я. 
- Вот и вся моя семья.

январь

1.Песенка «Курочка»

Вышла курочка гулять, 

свежей травки пощипать

А за ней ребятки –

желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко

Лапками гребите,

зернышки ищите.

Съели толстого жука,

дождевого червяка

Выпили водицы полное корытце.

Потешка «Как на горке снег»

Как на горке - снег, снег,               (встаем с вытянутыми руками на носочки) 

И под горкой - снег, снег,              (приседаем)

И на елке - снег, снег,                    (встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой - снег, снег.           (приседаем)

А под снегом спит медведь.      (склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

 Тише, тише. Не шуметь!

2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (драматизация)

3. Загадки о диких животных

4.Пальчиковая гимнастика «Варежка»

Маша варежку надела:             (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,            (все пальцы разжать, кроме большого) 

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:               (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

«На Новый год»

Дед Мороз на Новый год        (хлопаем в ладоши)

Всем подарки раздает:

Заиньке – морковку,               (загибаем пальчики)

Лошадке – подковку,

Белочке – корзинку,

Мишеньке – малинку.

Все подарки хороши              (хлопаем в ладоши)

февраль

  1. Потешка  «Снежинки»

С неба падали снежинки,              (пружинящие движения)

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились    (кружимся) 

И в сугробы превратились            (садимся на корточки) 

Вот такие вот высокие,                 (поднимаем руки вверх)

Вот такие вот широкие,                (разводим руки в стороны) 

Вот такие вот глубокие,               (присаживаемся на корточки) 

Вот такие белобокие                     (поглаживаем себя по бокам). 

«Ты мороз, мороз, мороз»

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой…

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки –

Самокаточки!

2.Загадывание загадок о зиме

3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4.Пальчиковая игра «Блины»

Мы для встречи весны       (положить руку на стол ладонью вверх ) 

Напечем всем блины

Сковородка шипит,

От блина пар валит,            (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки)

Раз-раз, раз-раз –                 (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую) 

Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую)

Пальчиковая гимнастика  «Этот пальчик хочет спать». 

Этот пальчик хочет спать    (взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке) Этот пальчик лег в кровать. (загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул.             (загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит. (загибает большой пальчик)

 Солнце красное взойдет, утро ясное придет,

Будут птички щебетать, будут пальчики вставать! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

март

1.«Вышли мышки»

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть,  который час (повороты влево, вправо, пальцы

«трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием

рук «дернули за гири»)

Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон. (бег на месте)

«Колобок»

Колобок, колобок, (Идут в полуприсяди,  руки на поясе)

Колобок — румяный бок.                        

По дорожке покатился (Бегут на носочках, руки на поясе)
И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку, (Изображают медведя, волка, зайца)

Всем играл на балалайке. (Изображают игру на балалайке)

У лисы спел на носу, —        (Пляшут вприсядку)

Больше нет его в лесу. (Разводят руками)

  1. Считалка «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать;

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами — щелк, щелк!

 А мы спрячемся в кусты,

 Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

 3. Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»  (кукольный театр)

4.Пальчиковая игра «Моя семья» 

Знаю я, что у меня            (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)

Дома дружная семья:

Это – мама,                        (согнуть безымянный палец)

Это – я,                              (согнуть мизинец) 

Это – бабушка моя,          (согнуть средний палец)

Это – папа,                        (согнуть указательный палец)

Это – дед,                        (согнуть большой палец)

И у нас разлада нет!       (пальцы сжать в кулак)

Пальчиковая гимнастика  «Апельсин»

Мы делили апельсин,          (рука в кулаке)

Много нас, а он один,          (указательный палец)

Эта долька для ежа,             (разгибаем пальцы по очереди)

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура,             (потряхиваем разжатой рукой) 

Он сердит на нас, беда,       (из двух рук делаем волчью пасть) 

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

апрель

1.Потешка «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.

«Птичка» 

Села птичка на ладошку,

(по ладошке стучим указательным пальчиком)

Посиди у нас немножко

Посиди не улетай.

Улетела птичка, ай! (прячем руки за спину)

2.Потешка « Курочка-рябушечка»

Курочка –рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра  «Бабушка»

Бабушка, бабушка              (делаем оладушки)

Испекла оладушки:

Один Машеньке,                (загибаем пальчики)

Один Сашеньке,

Один Коленьке,

Один Ирочке,

Один Дариночке.

Пальчиковая гимнастика «Мышиная семья»

Раз гостила у меня             (сжимаем и разжимаем пальцы)

Вся мышиная семья:         (загибаем пальчики)

Папа- мышка,

Мама- мышка,

Мышь дочурка,

Мышь – сынишка,

И еще сынок – мышонок

Самый маленький ребенок!

Вот такая у меня               (хлопаем в ладошки)

Раз в гостях была семья!

май

1.«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра: -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (идут, имитируя утку)

Наши гуси у пруда: -Га-га-га! Га-га-га!

(Имитируют гусей, вытянув шею, руки назад)                

Наши курочки в окно: -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (Останавливаются, лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок раным-рано поутру                        

Нам споет: «Ку-ка~ре-ку!» (Поворачиваются  спинойв круг,  поднимаются   на   носочки,  «поют»)

2.Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки 
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся: 
«Ой, пропали гуси!
Один серый, 
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси, 
Кланялись бабусе.
Один серый, 
Другой белый –
Кланялись бабусе.

3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

4.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок (разжать ладони.)

Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.)

Пёстрых курочек зовёт.

Пальчиковая гимнастика  «Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки впередладонями вверх) 

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держасьза нее руками) 

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами) 

3.4. Материально-техническое оснащение.

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). При этом, организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

3.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г.Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М.: 2015г.


4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

 2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

4. «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

5.  « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

6.  «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

7.  Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;

8.  Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

9.  «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

10.  «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Программа кружка "Веселый язычок"

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При н...

Программа кружка"Веселый язычок"

Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста....

Программа кружка "Веселый язычок"

В программе разработано планирование занятий по коррекции звукопроизношения  дошкольников с ФН и ФФН. Предоставлен дидактический материал....

Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику...