Дидактические игры для детей подготовительной группы.
методическая разработка по развитию речи
Дидактические игры для детей подготовительной группы.
Потапенко Мария Николаевна,
Воспитатель ГБДОУ детский сад №51
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Не менее важными особенностями развития ребенка седьмого года являются его способности к анализу, синтезу и обобщению. Шестилетний ребенок проявляет большой интерес и желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._igr_dlya_detey.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей подготовительной группы.
Потапенко Мария Николаевна,
Воспитатель ГБДОУ детский сад №51
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Не менее важными особенностями развития ребенка седьмого года являются его способности к анализу, синтезу и обобщению. Шестилетний ребенок проявляет большой интерес и желание учиться.
Не стоит забывать и о том, что для детей шести лет игровой метод очень важен. Все это подтверждается многолетним опытом работы с детьми в возрасте шести лет, а также научными исследованиями.
Занимаясь с шестилетними детьми, воспитатель обращается к их возрастным особенностям. Наилучшим вариантом является игра, в которой дети обучаются связному и последовательному изложению своих мыслей. В более старшем возрасте роль ведущего чаще отводится кому-то из детей, а не ведущим. Воспитатель следит за поведением детей во время игр, помогает им в их самостоятельной деятельности.
Дидактические игры используются во всех видах обучения, в том числе и на занятиях дидактическими играми. В большинстве случаев инициатива выбора и проведения игры принадлежит воспитателю. В зависимости от того, какие задачи ставит перед собой игра, ее содержание и правила выстраиваются в соответствии с поставленными задачами. Методические пособия по этим играм разнятся в зависимости от того, к какому разделу они относятся.
В этой статье мы остановимся на методах организации и руководства играми во внеурочное время. Шестилетние дети с удовольствием играют в свободное от занятий время. Научить детей играть в игры можно только тогда, когда у них есть необходимые знания и навыки. Дети любят играть на земле, небе и море. Научиться играть в эту игру могут дети, у которых есть определенные представления о том, как одеваются пехотинцы, летчики и моряки.
В то же время основные критерии отбора игры остаются неизменными: простота и доступность материала, вариативность заданий, пока они соберутся с мыслями и успокоятся Воспитатель в первую очередь обращает внимание на то, как дети ведут себя во время игры: , не хвастаться своими успехами, быть терпеливым, не перебивать своего товарища , подождать, пока он соберется с мыслями. Очень важно формировать у детей правильное поведение на уроках.
В этом сборнике представлены игры для подготовительных к школе групп, которые дети изготавливают вместе с воспитателем. Для того, чтобы работа была эффективной, педагог должен знать, какие виды иллюстраций будут нужны и как их использовать. Важна не только сама работа, но и то, что она формирует у детей чувство ответственности.
В процессе усвоения игровых правил дети усваивают правила, а значит, и другие виды деятельности: творческая игра, труд, работа. Нельзя нарушать правила, они усваиваются ребенком на протяжении всей его жизни. Усвоить это легче всего с помощью дидактических игр. Дети часто жалуются, что их сверстники не хотят играть с ними по правилам. Поэтому воспитатель должен быть очень внимательным и объективным к каждому участнику игры, всей группе.
В подготовительных группах воспитатель прорабатывает связь дидактических игр и других видов деятельности, например, с творчеством, работой, художественным творчеством. Опыт подсказывает нам, что игра является одним из способов создания творческого проекта в творческой деятельности. Дети знакомятся с предметами, атрибутами, символами, которые они затем используют в своих играх и занятиях. Это увеличивает интерес детей к некоторым видам деятельности.
Во время трудового процесса воспитатель часто использует дидактические игры, включающие в себя элементы соревнования и подведения итогов. Игровые формы организации труда способствуют развитию творческого потенциала детей, делают их работу более интересной и увлекательной.
Детям старшего возраста нравятся игры с небылицами. В ходе этих игр дети учатся связной, образной речи, юмору и шутке. Эти игры развивают у детей интерес к новым знаниям.
Перед тем, как играть, воспитатель спрашивает детей, слышали ли они когда-нибудь о небылицах. Дети говорят, что это неправда, выдумка. Небылицы встречаются во многих сказках, в том числе и в книгах. Если дети не могут ответить на вопрос, воспитатель скажет об этом им.
Он советует детям рассказать небылицы из своих любимых сказок или рассказов. Дети рассказывают о том, что «Красную Шапочку не могли унести в брюхе волка гуси», «Иванушка не мог летать на птице», «Волк не может говорить» и так далее.
Когда дети учатся замечать небылиц, воспитатель рассказывает им о них и знакомит с интересным содержанием произведения. Иногда у детей возникают вопросы по поводу того, плавает ли слон, заправлена ли ракета бензином или нет. Он обещает рассказать детям обо всем завтра, и если они выяснят, что требуется, то на следующий же день он обязательно даст правильный ответ. Это приводит к тому, что дети перестают играть в такие игры.
Игра должна состоять не из всего произведения, а из его части. Сначала в отрывке может быть 2 — три небылиц, а потом их может стать больше или меньше. Опыт проведения таких игр показал, что ребенок может запомнить 6 небылиц, которые содержатся в рассказе. Таким образом, воспитатель сам делит произведение на части по смыслу.
В подготовительных группах воспитатель активно занимается дидактическими играми. Здесь игра используется не только как средство общения и закрепления правил поведения, а как способ формирования у ребенка интереса к окружающему миру.
Дидактическая игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
Дидактическая игра игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – ни будь слово, например, «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Дидактическая игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Дидактическая игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было
Дидактическая игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Игры с предметами для детей подготовительной группы.
Дидактическая игра «Первоклассник»
Дидактическая задача. Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Игровое действие. Соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.
Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.
После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо все складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.
Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.
Игровые правила. Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку.
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование.
Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, в труде, как надо бережно к ним относиться.
— Сейчас мы поиграем в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному. (Предметы, инструменты, орудия труда — игрушки — раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы их хорошо было видно.)
Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как им пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют в случае необходимости ответ. Например, ребенок взял ведерко. Он может рассказать так: «Это ведро. Оно нужно для того, чтобы в нем носить воду, поливать огород, в ведре можно переносить и песок, а доярки в ведре носят молоко». Или: «Это шланг. Из него поливают цветы, огород, дорожки. Через шланг можно перепрыгнуть, как через веревочку». Или: «Это веревка. Она нужна, чтобы ею привязывать, связывать что-то, на ней можно повесить качели, белье. Через веревочку можно скакать, сделать круг и делать всем вместе упражнения». Безусловно, не все эти возможности использования предметов дети сразу вспоминают. Но данная игра приучает их припоминать, извлекать из своего прошлого опыта необходимые знания, активно мыслить.
Настольные игры для подготовительной группы.
Дидактическая игра «От зернышка до булочки».
Дидактическая задача. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, элеватор, комбайн.
Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.
Игровые действия. Разделение играющих на три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка». Соревнование — кто быстрее отберет нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своем поле.
Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн.
— Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины!
Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они считают, что на картине такие времена года.
— У нас будет три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка» (в каждой бригаде по 2 — 3 человека). Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде «зернышко», поле летом — бригаде «колосок», поле осенью — бригаде «булочка». На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Начинайте! — объясняет правила воспитатель. — Выигрывает та бригада, которая правильно отберет, назовет машины и закроет ими пустые клетки.
После обмена картинами можно ввести элемент соревнования — кто скорее отберет нужные картинки. Для того чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины, используемые в данном виде труда, например, каток, бульдозер, подъемный кран.
Выигравшая бригада получает фишку. В -конце игры подсчитывают фишки и объявляют победителей.
Дидактическая игра «Кто быстрее?»
Дидактическая задача. Уточнять и расширять знания детей видах спорта: зимних и летних; воспитывать желание занимать- физкультурой, спортом, развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.
Игровые правила. Поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего (свистку). Выигравшей команде вручается флажок какого-либо находящегося поблизости спортивного общества. С этим флажком команда делает круг почета.
Игровое действие. Поиск предметов по сигналу.
Ход игры. Воспитатель коротко беседует с детьми о спорте, его видах, о чемпионах, известных детям, уточняет понятия «зимний» и «летний» виды спорта, затем объясняет правила игры:
— Сейчас мы разделимся на две команды, выберем считалочкой командиров. На одном столе вы видите картинку с изображением летнего вида спорта. Какой это вид спорта?
— Это гребля, — отвечают дети.
— Правильно, на этом столе лежит картинка, на которой изображен летний вид спорта. Посмотрим теперь, что нарисовано на другой картинке.
— Это фигурное катание.
— К какому виду спорта мы его отнесем?
— К зимнему.
Дальше воспитатель объясняет правила игры:
— У нас в комнате лежат разные предметы, которые используются в спорте, и картинки о спорте. Ваша задача — найти их и положить на свой стол.
Воспитатель приглашает к себе двух командиров и на ухо им сообщает, что одна команда будет называться «зима», а другая «лето». Каждый из играющих подходит к командиру и тихо спрашивает: «В какую команду идешь: «зима» или «лето»? Кончается сговор разделением детей на две команды так, чтобы играющих получилось поровну. Выбирают судью, ему вручают свисток. По сигналу судьи дети расходятся по комнате и ищут предметы и картинки, относящиеся к спорту, быстро кладут их на свой стол, также по сигналу возвращаются на место. Вместе с судьей проверяют правильность отбора предметов (шарики, мячи, обручи, ракетки, воланы, лук, клюшка и др.) и картинок, считают их количество. Команда, собравшая большее количество предметов и картинок, награждается спортивным флажком и во главе с командиром проходит под песню (марш) по кругу. Все болельщики приветствуют ее. Затем игра повторяется. Усложнение игры возможно за счет сокращения времени для поиска.
После этого увлекательно проходят спортивные игры на участке, так как у детей создан определенный к ним интерес, и они теперь имеют для их проведения разнообразное оборудование.
Дидактическая игра «Придумай предложение».
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Игровое действие. Передача камешка.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.
Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.
Дидактическая игра «Охотник».
Народная игра
Дидактическая задача. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.
Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.
Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.
Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. . .» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «. . .зайцем»; делает второй шаг: «. . .медведем»; делает третий шаг: «. . .волком»; четвертый шаг: «. . .лисицей»; пятый: «. . .барсуком. . .». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.
Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.
Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю. . . щуку, карася, окуня». И т. д.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»
Дидактическая задача. Учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать.
Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов профессия, действия. Затем говорит:
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.») Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи и др.».) Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.
Воспитатель говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной». — «Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет». И т. д.
Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.
Кто больше назовет действий, считается победителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Математическая рыбалка". Дидактическая игра для детей подготовительной группы.
Игра помогает детям совершенствовать вычислительные навыки....
Авторская дидактическая игра для детей подготовительной группы «Виды знаков».
Цель игры: Закрепление у детей представления об общем виде знаков. Развивать умение классифицировать знаки на предупреждающие водителя об опасности, информационно- указательные знаки, запрещающи...
конспект занятия "Дидактические игры для детей подготовительной группы"
Игра способствует развитию ребёнка. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому в ходе игры дети могут обучаться....
План-конспект дидактической игры для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию "Путешествие по Борисоглебску"
Дидактическая игра расширяет представления детей о родном городе, учит узнавать и описывать историю города, достопримечательности, улицы и др .Воспитывет чувство гордости за родной город....
Музыкально-дидактическая игра для детей подготовительной группы «Поющие часы»
Игра «Поющие часы» развивает у детей старшего дошкольного возраста певческий диапазон голоса, фонематическое восприятие через дифференциацию звуков, налаживает работа артикуляционного аппарата. ...
Дидактические игры для детей подготовительной группы
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею....
Дидактические игры для детей подготовительной группы
Дидактические игры для детей подготовительной группы...