Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе |
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, вос-ль задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Вос-ль: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. Вос-ль: -Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
|
Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: вос-ль, поочерёдно спрашивает каждого ребёнка: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
|
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: вос-ль называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог: собака. Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
|
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: вос-ль произносит одно прилагательное, а ребёнок называет другое – с противоположным значением. Горячий - холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
|
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: вос-ль задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Вос-ль: Солнце – что делает? Дети- светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поют песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: вос-ль, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.Вос-ль:идет- Дети: -человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт. Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
|
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: вос-ль называет поочередно животное. Дети должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит, Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает, Волк воет, Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Вос-ль спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
|
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: вос-ль говорит: сапоги из кожи, ребёнок отвечает: кожаные. Рукавички из меха-меховые. Таз из меди-медный. Ваза из хрусталя-хрустальная. Рукавички из шерсти-шерстяные
|
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: вос-ль произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок. Одна банка – пять банок.
|
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: вос-ль называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой. Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской. Корова – телёнком. Велосипед – железом. Дуб – жёлудем. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Ботинки – кожей. Яблоня – семечком. Дом – кирпичём. Лягушка – головастиком. Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком.
|
10.«Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
|
11.«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: вос-ль называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
|
12. «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход: вос-ль называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к обобщающему понятию предметы. Вос-ль: овощи Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска Вариант 2. Вос-ль называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Вос-ль: огурец, помидор. Дети: овощи.
|
13.«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: вос-ль на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а вос-ль убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
|
14. «Где что лежит?» Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание. Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например: - Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu_v_sredney_gruppe.docx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы ...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Представлены дидактические игры по речевому развитию детей...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Обогащение словаря детей, развитие мышления, воображения, ловкости,развитие слухового внимания и наблюдательности....
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...