Консультация для воспитателя "Сказки А.С.Пушкина"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
материал может быть использован при подготовке викторин,открытых занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сказки Пушкина для дошкольников | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки в детстве все читают,
Увлекает их сюжет.
Сказка часто помогает
На вопрос найти ответ.
Если умным хочешь стать,
Стоит сказку прочитать,
Сказки Пушкина найди
И скорей прочти.
Сказочные образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Маленький читатель легко может представить и "ученого кота" и "дуб зеленый" и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина?
Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано.
В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.
Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них.
Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане..." о белочке или кораблике.
Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором.
Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя".
А знаменитое "У лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи.
С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте.
Можно посмотреть их конечно же.
Но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Не многие из нас знают сколько сказок написал великий А.С. Пушкин.
Вот список сказок Пушкина:
1."Сказка о рыбаке и рыбке",
2."Сказка о попе и о работнике его Балде",
3."Сказка о золотом петушке",
4."У лукоморья дуб зелёный..." (вступление к поэме "Руслан и Людмила")
5."Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди",
6."Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
7."Сказка о медведихе"
8."Песнь о вещем Олеге"
9."Царь Никита и сорок его дочерей".
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина.
Читайте сказки выразительно и эмоционально.
Это поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
Чему научит маленьких читателей сказка Пушкина.
"Сказка о попе и работнике его Балде
" Не гонялся бы ты поп за дешевизной"
- в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
"Сказке о рыбаке и рыбке".
Насколько плохо и себе дороже быть жадным .
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
"Сказка о царе Салтане"
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына.
Но, как и полагается в сказке для детей , побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и принести в нее много неприятных и неправильных решений.
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Это история о победе верности и доброты над гордыней и злобой.
"Сказка о золотом петушке"
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Кто не читал Пушкина - тот не жил в России. Уверена, что и в других странах Пушкина любят и знают. И не только за то, что он писал сказки в стихотворной форме, а за то, что эти сказки были интересны всегда и во все времена не только детям, но и взрослым. В них есть не просто сюжет, но и глубинный смысл. Не мудрствуя лукаво, прочитав его произведения, вдруг понимаешь, на сколько сильны были традиции предков, и как много было убрано из нашей истории.
До христианства на Руси было язычество. Сейчас много чего позабыто и утрачено. А ведь это тоже был мир, древний и, може быть, малознакомый, но мир! Само по себе язычество - это религия, и как любые другие, она подразумевает под собой веру.
О житие до христианства на Руси сохранились мифы и предания. Сами по себе мифы - это невымышленные события, которые впоследствии могли обрасти какими -то волшебными деталями, которые к основному событию приписал сам народ. Это древнее народное сказание о легендарных героях и богах.
У всех народов есть свои мифы. У славян они тоже имеются. Они передавались в устном народном творчестве от отца - сыну, от сына - внуку, и были просто фольклором, который позже многие писатели собрали в сборники сказок, песен, стихов, закличек, прибауток и т.д.
С приходом христианства на Руси язычество постепенно растворилось в новой вере, и произошло не обычное смешение старого и нового, что дало возможность появиться и укрепиться на нашей земле Русскому Православию.
Как же теперь продолжают жить в нашей культуре древние мифы наших предков? - Через сказку! Особенно, если она содержит волшебство. Такие сказки называются волшебными. Мифы превращались в сказки не сразу, а лишь тогда, когда какой -то герой, совершивший какой - либо поступок, приобретал волшебные свойства, или силу в устном народном творчестве.
В сказках Пушкина одушевляются природные явления: Солнце, Ветер, Месяц. Они могут разговаривать с главным героем и даже имеют знания большие, чем сам герой. В мифах сын Солнца называется Даждь - Бог, а в сказках он же - Иван Царевич.
Через сказку человек может увидеть историю того мира, который некогда присутствовал на земле, быт и культуру людей, и даже можно явно представить, как выглядели герои, во что они были одеты, что умели делать и как они жили. В сказках всегда побеждает добро, а зло бывает наказанным. А еще сказки учат уму - разуму, и почти в каждой из них говорят: "Сказка - ложь, да ней - намек. Добрым молодцам - урок!"
Сказочным творчеством А.С.Пушкин занялся в зрелом возрасте. Большое значение в его жизни сыграла няня - Арина Родионовна. Она маленькому Александру рассказывала тысячи сказок, которые он запомнил, полюбил и дал некоторым из них вторую жизнь в своих произведениях. Во многом, к написанию сказок подтолкнул его друг и учитель В.А.Жуковский.
Его поэма "Руслан и Людмила" - ничто иное, как сказка. Руслан - Русь любящий дух, Людмила - людям милая вера христианская. Поэма повествует о крещении Руси.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.(см. здесь)
Здесь речь идет о Князе Владимире - ясно солнышко, который принял решение о крещении Руси. До этого у славян был свой пантеон богов.Далее рассказывается о том, что Людмила была похищена, как и вера Христова временами претерпевала забвение. Образ Черномора - это образ темных служителей темных сил. Ну и все заканчивается победой добра над злом.
" Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкин пишет в свои 34 года. В ней муж - главный герой и его жена - старуха. Жили они у "самого синего моря". "Ровно тридцать лет и три года".
Автор не даром говорит об этом числе, потому, что в нем есть мистическая составляющая: в нумерологии это число символизирует множественность, силу, завершенность и совершенство. А в данной сказке идет смысл такой, что супруги очень долго прожили вместе, и вместе состарились. И все у них было бы по - старому, пусть и бедно, но мирно, если б не появилась Золотая рыбка, как символ денег, богатства и власти. Но становится ли человек счастливее от того, что у него есть деньги? - Пушкин не только показал, какие беды случились у старика, когда он стал просить у рыбки выполнения старухиных желаний, но и к чему это все приведет. В данной сказке не так уж плохо все закончилось - с чем были, с тем и остались. Могло быть все гораздо хуже.
В индийской мифологии Золотая рыбка является одним из аватаров Бога. И когда старуха пожелала быть владычицей морскою - это означало, что она пожелала стать выше Бога, а чтоб Бог был у нее исполнителем ее прихотей.
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
В Ветхом Завете описано падение человечества в лице наших первопредков - Адама и Евы, которые не имели физических тел и находились в тонкоматериальном состоянии. Но в нашем мире они стали другими. Человек состоит из Духа, Души и Тела. Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что есть в ней - из Себя. "Царь с царицею простился" - Царь - дух, Царица - материя земли.В физических телах мы как бы перестали слышать его , а в сказке он уезжает далеко. "Снег валится на поля..." - без духовности - пустота. "Вот в Сочельник, в самый, в ночь, Бог дает царице дочь". Здесь прямой намек на приход Миссии. И неважно, что у поэта он назван дочерью. Все равно речь идет о Спасителе.
Затем возвратился царь - отец, а царица вздохнула и умерла. Мир времен Ветхого Завета остается в прошлом, а в мир приходит Спаситель.
Вскоре царь берет себе другую супругу, которая хоть и прекрасна внешне, но имеет не приятный характер. И она не хочет оставлять в живых дочь от первого брака мужа. Она ее хочет лишить жизни, но в итоге та только засыпает на очень долгий срок. Правда это напоминает Христа? - Он умер, но от воскрес! И в сказке мертвая царевна оживает, когда ее разбудил поцелуем Елисей.
Такой смысл виден в каждой сказке Пушкина. Самое интересное, что христианство и то, что осталось от язычества здесь получили крепкий сплав и стали прочной основой произведений. "У Лукоморья дуб зеленый.." - это не просто какой -то там дуб - это дерево жизни. В Язычестве священный образ единства всего МИРА (подземного, земного и небесного - как нить связывающая ТРИаду бытия), а у Пушкина - это основа всех его сказок.
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком..."Сказка о царе Салтане"- одно из совершеннейших произведений Великого поэта.
Во - первых, сказка имеет весьма длинное название: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Во - вторых, это имена героев сказки, которые весьма необычные. Ну и сам царь, который ходит и подслушивает что -то, кажется нам очень необычным. А князь Гвидон вырос "не по дням, а по часам".
Лебедь и Коршун - это прямая отсылка к борьбе добра со злом. Добро - это лебедь, и Гвидон помогает ей справиться со злым Коршуном.
В сказке множество других волшебных персонажей: белочка, 33 богатыря и сама Царевна Лебедь. Снова появляется число 33. как число силы, магии и т.д.
В сказке удивительно сплетены языческие и христианские символы - маковки церквей, купола монастырей и языческая ель с изумрудными орешками.
Сам же остров, на котором проживает Князь Гвидон - это такое место, где люди живут по закону и очень хорошо, богато. Нет бедных и обделенных, и это все от того, что Князь правит справедливо. Такой город - вполне себе райское местечко, и к такой жизни все стремятся, ну хотя бы посмотреть на нее. А сам Князь может обращаться с помощью Царевны Лебеди то в муху, то в шмеля, чтобы подглядеть за миром, где живет его отец - опять же отсылка к миру обычных земных людей.
Благодаря сказкам Пушкина мы не только представляем в ярких красках картины очень далекого прошлого, но и открываем для себя мир духовный, мир полета фантазии и мир добра и зла. Все это ненавязчиво ложится на подсознание, и даже без такого разбора, который сделан мною выше, любому человеку, даже ребенку становится все понятно. Сказки учат добру, мудрости предков и приоткрывают завесу прошлого. В любой из них лежит глубокий смысл, который подразумевает, что история России намного больше, чем та, которую мы сейчас знаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...
Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.
Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....
Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"
Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...
Сценарий праздника, посвящённого А.С.Пушкину "Пушкин в нашем сердце навсегда".
Сценарий прздничного мероприятия, посвящённого великому русскому поэту с использованием ИКТ....
Консультация для родителей. Тема: "Сказки Пушкина в жизни ребенка".
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка....
Консультация для родителей Тема: Сказки Пушкина в жизни ребенка
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказ...
Консультация для родителей "Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка"
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказ...