Занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

иксарь олеся

знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_sadko.docx760.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи.

Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Задачи: закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; формировать и воспитывать патриотическую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Словарь: богатырь, былина,  гусли, гусляр, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро.

Аудиозапись: отрывок из оперы Римского – Корсакова «Садко» : «Вступление»«Появление Морского царя».

Предварительная работа:

чтение былин «Илья Муромец»«Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»;

Ход занятия

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о былинах, о богатырях русских. Чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

«Былину читай да на ус мотай!» - гласит русская пословица.

- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? Кто назовет?

Дети: Россия.

Воспитатель: правильно, Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец.

А какая наша Родина?

Дети: большая, огромная, необъятная, красивая.

Воспитатель: а как называлась наша Родина раньше?

Дети: РУСЬ.

Воспитатель: но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята, а кто защищал землю русскую в древние времена?

Дети: БОГАТЫРИ.

Воспитатель: Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Они сохранились в былинах.

Былина происходит от слова – «быль»«правда», то, что было на самом деле.

Чем отличается былина от сказки?

Дети: сказку рассказывают, а былину не просто рассказывают, а рассказывают нараспев.

Кто является главными героями былин?

Дети: богатыри, они сильные, храбрые; подвиги этих былинных героев были преувеличены. Может ли один человек победить целое войско?

Дети: Давайте вспомним, какие былины мы с вами уже читали?

Дети«Илья Муромец и Соловей – разбойник»«Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кого мы можем назвать богатырями в наше время?

Дети: космонавты, военные, пожарные, врачи…

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Дети: сильный, смелый, ловкий, отзывчивый…

Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, как и в старину.

Физминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз,два,три -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу.

Воспитатель: А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой покорил царя водяного. А что дальше было в былине не рассказывается, а поется. Про Садко и фильм – сказка есть и опера, отрывок из которой мы сегодня послушаем.

Чтение былины «Садко»

Воспитатель: кто является главным героем былины?

Дети: гусляр Садко

Воспитатель: в каком городе происходят события?

Воспитатель: в Новгороде.

Воспитатель: что мы узнали о Садко?

Дети: ходил по пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали приглашать на пиры. Загрустил Садко и пошел к Ильмень – озеру.

Воспитатель: как называлось озеро, к которому ходил Садко?

Дети: Ильмень – озеро

Воспитатель: кого удивил Садко своей игрой на гуслях?

Дети: Морского царя

Воспитатель: что посоветовал Морской царь Садко?

Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе.

Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.

Слушание отрывка из оперы Римского – Корсакова «Садко» : «Вступление»«Появление Морского царя».

Обобщение:

Воспитатель: А сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами сегодня узнали много нового и интересного.

С какой былиной мы сегодня познакомились?

Дети: с былиной «Садко»

Воспитатель: О ком эта былина?

Дети: Об удачливом гусляре Садко, который покорил Морского царя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...