Консультация для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики
консультация по развитию речи (средняя группа)

Развитие ребенка - многогранный професс, в котором артикуляционная гимнастика, как средство постановки правильности произношения, имеет одно из ведущих значений. И родители должны помогать своим детям вне садика заниматься артикуляционной гимнастикой - читайте советы, как правильно её выполнять, в материале

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль родителей в речевом развитии ребенка»

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

Еще одной причиной речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, родителями, со старшими братьями или сестрами, чтобы получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 4 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи (5 лет). Проще говоря, в этом возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка; владеть значительным словарным запасом, освоить основы грамматического строя речи; владеть начальными формами связной речи ( диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

Но известно, что в основном проблемы межличностного общения начинаются в семье. Почему?

Нежелание общаться ( не хватает времени), неумение общаться ( родители не знают, о чем говорить с ребенком) и т.д. Родителям не хватает специальных знаний. Поэтому только совместные действия родителей и педагогов помогут предупредить появление отклонений в развитии речи каждого ребенка.

У нас еженедельно проводятся занятия по обучению родному языку и развитию речи, где мы используем специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием.

Например, в игре, которую сейчас покажем, мы ставили задачу познакомить детей с назначением предметов, ввести их название в активный словарь, познакомить со способом словообразования.

Дидактическая игра « В гостях у Буратино».

В: ребята, сегодня мы идем в гости к Буратино. Буратино рано встал, сходил в магазин и купил хлеб, сахар, салфетки.

Д: здравствуй, Буратино!

Б: здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости, а я уже и стол накрыл.

В: ребята, посмотрите, ничего не перепутал Буратино?

Д: Буратино, все перепутал, хлеб положил в тарелку, салфетки в стакан, а сахар – в блюдце. Для каждой посуды свое назначение: из тарелки едят суп, кашу, из стакана пьют воду, чай, а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба – хлебница, для салфеток – салфетница, для сахара – сахарница.

В: давайте поможем Буратино все правильно разложить, теперь он будет знать, что для всего есть специальная посуда.

Д. и Б.: для хлеба – хлебница, для сахара – сахарница, для салфеток – салфетница.

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

В: ребята, Буратино недавно побывал в зоопарке, ему там очень понравилось, он увидел много разных зверей, он хорошо запомнил названия взрослых зверей, а вот как называют маленьких детенышей – забыл. Давайте поможем ему. Я называю взрослое животное, а вы – детенышей.

В: волк, заяц, лиса, еж, медведь. Какие это животные? Почему?

Д: дикие, потому что живут в лесу.

Б: а теперь я : кошка, собака, корова, свинья.

Ответы детей.

В: ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру « Поймай мяч». Ловить мяч только в тех случаях, если в названном слове есть звук (в), если этого звука нет – мяч отбрасывается. (Вагон, стол, варежка, конверт, собака, небо, волк и т.д.)

Цель игры: совершенствование речевого слуха, умение различать в словах звук (в), правильно его произносить, закрепление навыков правильной и четкой, интонационно выразительной речи.

Все это мы показали для того, чтобы вы наглядно увидели, что для нормального развития речи необходимо охватывать работой все стороны речи: произносительную, словарь, связную речь, чего мы и добиваемся, используя различные методики. Но без системы индивидуальных упражнений на закрепление, которую практически невозможно организовать в рамках массового детского сада, все они быстро угасают и теряются.

Только наши согласованные действия могут привести к блестящему результату в речевом развитии детей.

Как же помочь своему ребенку в повседневной жизни?

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. - Предложите ему перебрать горох, рис. Гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребенка.

- Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

- Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук (с) (салат, сырники, суп и т.д.). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки. И если ребенок скажет «селедка», похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердых и мягких звуков. По такому же принципу придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

- Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук (ч) – чашки, чайник, а затем со звуком (л) – ложки, вилки, салатник и т.д.

- Покажите свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в которых есть звук (р).

- Ищите слова на кухне. Какие слова можно вынуть из борща? Кухонного шкафа? Плиты?

- «Угостите» друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем - вы ему, и так до тех пор, пока «не съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые» слова.

-« Приготовим сок». Спросите ребенка, какой сок получится из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), моркови. И наоборот – из чего получается апельсиновый сок?

- В игровых ситуациях типа «Представь себе...» упражняйте ребенка в составлении предложений разных конструкций.

Во время бесед с ребенком демонстрируйте культуру ведения диалога, ежедневно обменивайтесь впечатлениями о прожитом дне, обсуждайте совместные мероприятия, поощряйте попытки ребенка сочинять сказки и рассказы, вы придумайте начало, а ребенку предложите закончить и наоборот.

Очень важно, чтобы все члены семьи при общении с ребенком и друг с другом следили за правильностью и содержанием речи.

Решение всех этих задач, позволит нам с вами (родителям и педагогам) получить в итоге высокий уровень речевого развития каждого ребенка и тем самым обеспечить соответствующую подготовку к последующему обучению в школе.

Литература:

А.И.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»

Ф.А.Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей  и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...

Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию...

Консультация для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.

Консультация  "Помощь родителям по выполнению артикуляционной гимнастики"....

Консультация для родителей: "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, для закрепления вырабатываемых навыков. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не более 2 -...

Консультация для родителей: "Правила выполнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков "

Многих родителей  волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц ...