Речевая подготовка детей к школе в семье
консультация
Полноценность владения речевыми звуками
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 5-6 годам, также к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Придя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Сформированность фонематического восприятия
Фонематическое восприятие - это умение слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П; Т-Д; К-Г; В-Ф; С-З; Ш-Ж; Щ-СЬ; С-Ш; Р-Л и другие.
Дети должны различать на слух и в произношении все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с интонацией.
Уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Готовность к анализу и синтезу звукового состава слова
- Ребенок должен иметь представление о том:
– что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;
- что предложение состоит из слов, слово из слогов, слог из звуков.
2. Ребенок должен уметь:
- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);
- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
3. Также иметь представление о звуках:
- звуки делятся на гласные и согласные;
- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.
Достаточность словарного запаса
К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова-действия, слова-признаки, использовать в речи синонимы и антонимы.
Ребенок должен уметь:
- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт и т.д.;
- подбирать признаки к предмету (яблоко сочное, красное, ароматное);
- подбирать действия е предмету (снег идет, падает, кружится);
- подбирать предмет к действию (идет – снег, дождь, человек, время);
- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий – низкий, длинный – короткий, чистый – грязный и т.д.);
- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый – храбрый, отважный; бежать – нестись, мчаться).
Сформированность грамматического строя речи
- Образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна и т.д.);
- Согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);
- Согласовывать существительные с числительными (одно ведро, два ведра, пять ведер и т.д.);
- Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик и т.д.);
- Образовывать притяжательные прилагательные (хвост лисы (чей хвост?) – лисий хвост; уши зайца (чьи уши?) – заячьи уши и т.д.);
- Образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит – в дом заходит – из дома выходит – дом обходит);
- Сложные слова (лес рубит – лесоруб, снег падает – снегопад и т.д.);
- Употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).
Владение связной речью
К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений). Уметь составлять рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.
Речевая коммуникация
К 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Рекомендации родителям!
Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.
Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребенок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_podgotovka_k_shkole.docx | 261.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Полноценность владения речевыми звуками
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 5-6 годам, также к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Придя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Сформированность фонематического восприятия
Фонематическое восприятие - это умение слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П; Т-Д; К-Г; В-Ф; С-З; Ш-Ж; Щ-СЬ; С-Ш; Р-Л и другие.
Дети должны различать на слух и в произношении все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с интонацией.
Уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Готовность к анализу и синтезу звукового состава слова
- Ребенок должен иметь представление о том:
– что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;
- что предложение состоит из слов, слово из слогов, слог из звуков.
2. Ребенок должен уметь:
- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);
- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
3. Также иметь представление о звуках:
- звуки делятся на гласные и согласные;
- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.
Достаточность словарного запаса
К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова-действия, слова-признаки, использовать в речи синонимы и антонимы.
Ребенок должен уметь:
- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт и т.д.;
- подбирать признаки к предмету (яблоко сочное, красное, ароматное);
- подбирать действия е предмету (снег идет, падает, кружится);
- подбирать предмет к действию (идет – снег, дождь, человек, время);
- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий – низкий, длинный – короткий, чистый – грязный и т.д.);
- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый – храбрый, отважный; бежать – нестись, мчаться).
Сформированность грамматического строя речи
- Образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна и т.д.);
- Согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);
- Согласовывать существительные с числительными (одно ведро, два ведра, пять ведер и т.д.);
- Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик и т.д.);
- Образовывать притяжательные прилагательные (хвост лисы (чей хвост?) – лисий хвост; уши зайца (чьи уши?) – заячьи уши и т.д.);
- Образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит – в дом заходит – из дома выходит – дом обходит);
- Сложные слова (лес рубит – лесоруб, снег падает – снегопад и т.д.);
- Употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).
Владение связной речью
К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений). Уметь составлять рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.
Речевая коммуникация
К 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Рекомендации родителям!
Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.
Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребенок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
консультация для родителей...
Речевая подготовка детей к школе в семье
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....
Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....
Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе....
Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация.Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его ...
Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"
Для успешного обучения в школе ,наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью необходима определенная речевая готовность ребенка к школе. Она включает в себя сформированн...