Речевая подготовка детей к школе в семье
консультация

Агафонова Александра Сергеевна

Полноценность владения речевыми звуками

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 5-6 годам, также к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.

Придя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 

Сформированность фонематического восприятия

Фонематическое восприятие - это умение слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П; Т-Д; К-Г; В-Ф; С-З; Ш-Ж; Щ-СЬ; С-Ш; Р-Л и другие.

Дети должны различать на слух и в произношении все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с интонацией.

Уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676427316_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-kollektiv-30.png

Готовность к анализу и синтезу звукового состава слова

  1. Ребенок должен иметь представление о том:

– что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

- что предложение состоит из слов, слово из слогов, слог из звуков.

2. Ребенок должен уметь:

- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);

- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Также иметь представление о звуках:

- звуки делятся на гласные и согласные;

- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

 

Достаточность словарного запаса

К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова-действия, слова-признаки, использовать в речи синонимы и антонимы.

Ребенок должен уметь:

- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт и т.д.;

- подбирать признаки к предмету (яблоко сочное, красное, ароматное);

- подбирать действия е предмету (снег идет, падает, кружится);

- подбирать предмет к действию (идет – снег, дождь, человек, время);

- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий – низкий, длинный – короткий, чистый – грязный и т.д.);

- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый – храбрый, отважный; бежать – нестись, мчаться). 

Сформированность грамматического строя речи

  1. Образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна и т.д.);
  2. Согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);
  3. Согласовывать существительные с числительными (одно ведро, два ведра, пять ведер и т.д.);
  4. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик и т.д.);
  5. Образовывать притяжательные прилагательные (хвост лисы (чей хвост?) – лисий хвост; уши зайца (чьи уши?) – заячьи уши и т.д.);
  6. Образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит – в дом заходит – из дома выходит – дом обходит);
  7. Сложные слова (лес рубит – лесоруб, снег падает – снегопад и т.д.);
  8. Употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).

https://gdou4.ru/public/users/996/i2.jpg

Владение связной речью

К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений). Уметь составлять рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.

 

Речевая коммуникация

К 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

 

Рекомендации родителям!

Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.

Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.

Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребенок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения.

 

 

https://wittysparks.com/wp-content/uploads/2020/01/childhood-education.jpg

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_podgotovka_k_shkole.docx261.42 КБ

Предварительный просмотр:

Полноценность владения речевыми звуками

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 5-6 годам, также к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.

Придя в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Сформированность фонематического восприятия

Фонематическое восприятие - это умение слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П; Т-Д; К-Г; В-Ф; С-З; Ш-Ж; Щ-СЬ; С-Ш; Р-Л и другие.

Дети должны различать на слух и в произношении все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с интонацией.

Уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676427316_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-kollektiv-30.png

Готовность к анализу и синтезу звукового состава слова

  1. Ребенок должен иметь представление о том:

– что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

- что предложение состоит из слов, слово из слогов, слог из звуков.

2. Ребенок должен уметь:

- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);

- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Также иметь представление о звуках:

- звуки делятся на гласные и согласные;

- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

Достаточность словарного запаса

К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова-действия, слова-признаки, использовать в речи синонимы и антонимы.

Ребенок должен уметь:

- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт и т.д.;

- подбирать признаки к предмету (яблоко сочное, красное, ароматное);

- подбирать действия е предмету (снег идет, падает, кружится);

- подбирать предмет к действию (идет – снег, дождь, человек, время);

- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий – низкий, длинный – короткий, чистый – грязный и т.д.);

- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый – храбрый, отважный; бежать – нестись, мчаться).  

Сформированность грамматического строя речи

  1. Образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна и т.д.);
  2. Согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);
  3. Согласовывать существительные с числительными (одно ведро, два ведра, пять ведер и т.д.);
  4. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик и т.д.);
  5. Образовывать притяжательные прилагательные (хвост лисы (чей хвост?) – лисий хвост; уши зайца (чьи уши?) – заячьи уши и т.д.);
  6. Образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит – в дом заходит – из дома выходит – дом обходит);
  7. Сложные слова (лес рубит – лесоруб, снег падает – снегопад и т.д.);
  8. Употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).

https://gdou4.ru/public/users/996/i2.jpg

Владение связной речью

К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений). Уметь составлять рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.

Речевая коммуникация

К 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Рекомендации родителям!

Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.

Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.

Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребенок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения.

https://wittysparks.com/wp-content/uploads/2020/01/childhood-education.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая подготовка детей к школе в семье

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....

Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....

Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе....

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация.Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его ...

Консультация для родителей "Речевая подготовка детей к школе в семье"

Для успешного обучения в школе ,наряду с мотивационной, социально-личностной и интеллектуальной готовностью необходима определенная речевая готовность ребенка к школе. Она включает в себя сформированн...