Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

 

Игра 1. «Буквенный светофор» 

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций. 

Материал: не требуется. 

Ход игры. Выбирается водящий («светофор», он становится в центре площадки и называет любую букву. 

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего. 

 

Игра 2. «Магазин» 

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений. 

Материал: не требуется. 

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель», он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами: Дзынь-дзынь-дзынь, Открываем магазин. Заходите, заходите, 

Покупайте, что хотите. 

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р». 

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов. 

 

Игра 3. «Слова-друзья» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции. 

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т. д.). 

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку. 

 

Игра 4. «Имена» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции. 

Материал: мяч. 

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски». 

 

Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции. 

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова. 

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т. к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём. 

 

Игра 6. «Как зовут детей?» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции. 

Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук картинки составляет букву нового слова. 

Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке. 

 

Игра 7. «Телевизор» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения. 

Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с надписями, например, МАК). Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др. 

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре. 

 

Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции. 

Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др. 

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т. к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово. 

 

Игра 9. «Мамина сумка» 

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память. 

Материал: не требуется. 

Ход игры. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки. 

 

Игра 10. «Сестрички» 

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции, память. 

Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа. 

Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на А (показывает карточку с буквой А, второй — на И.

Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп, а из ягод К и В (компот и варенье)». 

Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей. 

Игра 11. «Кольца Луллия» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции. 

Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге — картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.) 

Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге. 

 

Игра 12. «Четвёртый лишний» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание. 

Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА). 

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку. 

 

Игра 13. «Доскажи словечко» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции. 

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово. 

Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют первый звук в слове. Михаил играл в футбол И забил в ворота… (гол). У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки). Наша Таня громко плачет Уронила в речку… (мячик). Где обедал воробей В зоопарке у… (зверей). Шла коза по мостику И виляла… (хвостиком). 

 

Игра 14. «Загадки» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции. 

Материал: загадки. 

Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове. 

Сидит дед, во сто шуб одет. 

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.) 

У кого глаза на рогах, 

А дом на спине? (Улитка.) Сам алый, сахарный. 

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.) 

Зимой — белый, Летом — серый. (Заяц.) 

Маленький шарик Под лавкой шарит. (Мышь.) 

 

Игра 15. «Мозаика» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции. 

Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы, начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки. 

Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте только те картинки, у которых первый звук

[м], [м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД, МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает собранную мозаику, где изображена буква М. (Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА; шмель —одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк —предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД; собака —еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.) 

 

Игра 16. «Клад» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции. 

Материал: картинка с изображением драгоценностей. 

Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя: 

— Этот предмет кукла? 

— Нет. 

— Ковёр? 

— Да. 

Дети находят под ковром картинку с кладом. 

 

Игра 17. «Где спрятались домашние животные?» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции. 

Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ — СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.). 

Ход игры. Воспитатель говорит, что домашние животные решили пошутить: они спрятались за картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда спрятались звери? Вот подсказка: первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется. 

 

Игра 18. «В путешествие» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции. 

Материал: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на одном — С, на другом — Ш. Картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф, шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы). 

Ход игры. Воспитатель говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с"], а Шуре, где есть звук [ш]. Дети берут со стола картинки, определяют, есть ли такой звук в слове, и раскладывают их по чемоданам. 

 

Игра 19. «Лото» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память. 

Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке. 

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве. 

 

Игра 20. «Рассели животных по домикам» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с буквой; развивать мыслительные операции, память. 

Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены буквы. 

Ход игры. Воспитатель говорит, что животные просят детей заселить их в домики, где изображены буквы. Потом предлагает детям взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук животного на картинке соответствовал букве. 

 

Игра 21. «Я купила в магазине» 

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память. 

Материал: микрофон. 

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель начинает игру с фразы «Я купила в магазине АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т. д. 

 

Игра 22. «Аналогии» 

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух. 

Материал: мяч. 

Ход игры. Воспитатель поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного воспитателем слова. Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН, САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т. д. Дети могут называть разное количество слов. 

 

Игра 23. «Теремок» 

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух. 

Материал: ТРИЗовский домик с кармашками, медальоны героев теремка (Мышь, Лягушка, Волк, Комар, Медведь) и карточки с изображением животных (муха, лиса, ворона). 

Ход игры. Выбираются герои теремка, им даются медальоны. Воспитатель, чтобы представить героев теремка, сам стучится в теремок: «Тук-тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Герои ему отвечают: «Я — Мышка-норушка, Я — Лягушка-квакушка, Я — Зайчик-побегайчик, Я — Волчишко — серый бочишко, Я — Комар-пискун, Я — Медведь-баюн». Потом остальные дети берут картинки с изображением животных и просятся в теремок со словами: «Тук-тук, теремок, это я, твой дружок, Лиса», показывая картинку героям теремка. Если первый звук в названиях совпадает, то герой приглашает: «Заходи в теремок, это Лягушка твой дружок" 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

МБДОУ «КРАСНОМАЯКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ВОСПИТАТЕЛЬ: АНИСИМОВА ЖАННА СЕРГЕЕВНАКартотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Последний год в детском саду выступает связующим звеном между дошкольным обучением и начальной школой. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для у...

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Обучение грамоте детей в детском саду - это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением....