Игры для развития речевого дыхания у дошкольников
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Предлагаю Вашему вниманию игры для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Бегемотики»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Игра «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания! В играх «Бегемотики» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

Игра «Конфетки»

Цель: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

Игра «Отгадай по запаху»

Цель: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

Вариант 1.

 “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Вариант 2.

 “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности.

Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «снежки» из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

Игра «Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Игра «Ледоход»

Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.

На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из — за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.

Дует ветер по реке,

Льдинки разгоняет.

Мчит кораблик налегке

Трудностей не знает.

Игра «Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:

«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).»А-У-У»- путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

Игра «Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

Игра «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит.

Игра «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «жук».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо — влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Игра «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

(«Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»). Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников.

Статья содержит консультативный материал по использованию здоровьесберегающих технологий в играх и занятиях с детьми дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников

Правильное речевое дыхание - залог красивой речи....

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников «Чудесная дудочка»

презентация к семинару практикуму "Чудесная дудочка"...

02.04.24 Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников

Игры на развитие речевого дыхания  у детей...