Игры для развития речевого дыхания у дошкольников
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предлагаю Вашему вниманию игры для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Бегемотики»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Игра «Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания! В играх «Бегемотики» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.
Игра «Конфетки»
Цель: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).
Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.
Игра «Отгадай по запаху»
Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
Вариант 1.
“Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Вариант 2.
“Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности.
Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Игра «Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.
Снежинок много я собрал,
Ветерком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Игра «Чей паровоз громче гудит»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Игра «Ледоход»
Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.
На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из — за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.
Дует ветер по реке,
Льдинки разгоняет.
Мчит кораблик налегке
Трудностей не знает.
Игра «Лесная азбука»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:
«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).»А-У-У»- путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
Игра «Звуковые клубочки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.
Игра «Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка «комар».
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит.
Игра «Жуки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка «жук».
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо — влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
Игра «Варим кашу»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
(«Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»). Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников.
Статья содержит консультативный материал по использованию здоровьесберегающих технологий в играх и занятиях с детьми дошкольного возраста....
Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников.
Картотека игр на развитие речевого дыхания...
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников
Правильное речевое дыхание - залог красивой речи....
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников «Чудесная дудочка»
презентация к семинару практикуму "Чудесная дудочка"...
02.04.24 Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников
Игры на развитие речевого дыхания у детей...