Пальчиковые игры, как средство развития речи дошкольников
статья по развитию речи

Пену Людмила Сергеевна
В данной статье рассказывается о влиянии пальчиковой игры на развитие речи детей раннего дошкольного возраста. А также рассказывается о видах пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики ребёнка является важным этапом его интеллектуального развития. Дети с плохо развитой моторикой неуверенно держат ложку, не могут застегивать пуговицы, хуже лепят.

Развитие мелкой моторики также неразрывно связано с развитием речи ребёнка. Чем раньше малыш начинает активно и умело двигать пальчиками, тем раньше он развивается.

Здесь на помощь приходят – пальчиковые игры.

В играх каждый пальчик задействован, эффект мелкой моторики увеличивается, речь формируется правильно.

Пальчиковые игры влияют на:

  1. Развитие осязания и повышение восприятия тактильных ощущений.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие речи.
  4. Простые практические возможности (застегивать пуговицы, лепить, рисовать и т.д.)

В развитии речи важнейшую роль играет сформированность мелкой моторики. Неслучайно, в старину, люди играли в пальчиковые потешки, а много позже, учёные обнаруживают в коре головного мозга соседство речевой моторной зоны и двигательной, отвечающей за кисти рук.

Эти зоны имеют особенно важное взаимодействие в возрасте от 0 до 3 лет, когда идёт активное формирование речи ребёнка.

Поэтому заниматься с ребёнком можно с рождения, сгибая и разгибая кисть, массируя пальчики, посылаются импульсы в его речевые центры.

В работу должны быть включены обе руки, не смотря на ведущую.

Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями.

Преимущества разучивания стихотворений с помощью пальчиковой гимнастики заключаются:

× стимуляции пространственного мышления и воображения;

× в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;

× в улучшении памяти;

× в развитии внимания.

Активный интерес к окружающему миру ребёнок начинает проявлять в возрасте 4х месяцев. Он разглядывает игрушки, трогает их, тащит в рот.

Играя с ребёнком даже в самую известную и простую «Сороку-ворону», вы сможете помочь ему скорее заговорить и правильно поставить речь.

В сравнении с другими методами развития речи, пальчиковая гимнастика имеет ряд преимуществ:

  1. Игра всегда с собой.
  2. Развитие сразу нескольких навыков.
  3. Большое разнообразие игр.
  4. Глубокое творческое развитие.

Любую сказку можно представить с виде пальчиковой игры.

Когда ребёнку станет легко выполнять движения одной рукой, нужно, чтобы он научился выполнять их и другой рукой, а затем обоими.

Этапы проведения игр:

  1. Взрослый показывает игру ребенку
  2. Взрослый показывает игру манипулируя детскими руками
  3. Взрослый выполняет движения одновременно с ребёнком
  4. Ребенок выполняет движения, по необходимости, с помощью взрослого, который проговаривает текст
  5. Ребенок сам выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Регулярные упражнения помогают развить артикуляцию, активировать мыслительные процессы и разнообразить деятельность ребёнка.

Основные рекомендации :

  1. Руки должны быть тёплыми (можно погреть их в тёплой воде или растереть) ;
  2. О новых персонажах стоит рассказать заранее;
  3. Использовать выразительную мимику;
  4. Делать небольшие паузы;
  5. Постепенно заменять игры на новые и усложнять;
  6. Хвалить малыша за успехи;
  7. Стараться использовать в игре все пальчики, особенно безымянный и мизинец.

Виды пальчиковой гимнастики:

  1. Пальчиковые игры с предметами
  2. Активные игры со стихотворным сопровождением
  3. Игры-манипуляции
  4. Пальчиковые игры с элементами массажа
  5. Пальчиковые кинезиологические игры
  6. Пальчиковые игры на основе сказок
  7. Использование методики Су Джок

И самое главное, стоит оторвать ребёнка от гаджетов, т.к. все эти устройства лишь подавляют способность детей к воображению, а не развивают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников....

Статья: Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников.

В данной статье вы найдете научное обоснование связи речевых и моторных отделов коры головного мозга и особеннсти проведения пальчиковых игр....

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Пальчиковые игры как средство развития...

«Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»

laquo;Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников» «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещ Аристотель. «Рука – это своего рода внешн...

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников".

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников"....

Пальчиковые игры, как средство развития речи дошкольников"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещ Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в свом романе о воспитании «...

Мастер-класс для педагогов "Оригинальные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников"

Оригинальные  пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников...