Мнемотехника в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи
Статья мнемотехника в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mnemotehnika_v_razvitii_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Гурбанова Юлия Борисовна, воспитатель
В настоящее время вопрос развития речи дошкольников особенно актуален. Это связано с тем, что дети, а также взрослые, стали больше времени проводить за компьютером и другими средствами технического прогресса и меньше общаться друг с другом. Однако речь не дана человеку с рождения, её нужно формировать.
Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. В этот период формируется словарный запас, возрастает речевая активность, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. В связи с этим развитие речи выступает одной из первостепенных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основополагающая цель речевого развития в дошкольной образовательной организации — это формирование у ребенка устной речи, а также навыков речевого общения с окружающими его взрослыми и сверстниками на основе овладения литературным языком.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие предусматривает решение следующих задач: – овладение речью как средством общения и культуры; – обогащение активного словаря; – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; – развитие речевого творчества; – развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [1. П 2.6] Для реализации данных задач педагогу необходимо использовать не только традиционные методы, технологии, средства, методики, но и внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии, которые способствовали бы более эффективному усвоению дошкольниками необходимых речевых навыков и умений.
Одной из инновационных педагогических технологий выступает мнемотехника. Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon», которое переводится как «искусство запоминания». Считается, что данное слово придумал Пифагор Самосский в VI веке до н. э. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери девяти муз [2. Г. 1. С. 6]. В современной трактовке «мнемотехника» - это система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти с помощью образования искусственных ассоциаций. Суть мнемотехники состоит в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Аналогично можно оформить тот или иной рассказ, стихотворение, сказку и т.д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение). То есть схемы представляют собой как бы зрительный план, который служит ребенку помощником в воссоздании услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами.
Как любая педагогическая технология, «мнемотехника» строится от простого к сложному, поэтому работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов (отдельных карточек с изображением предмета, действия или другого символа). Затем следует переходить к мнемодорожкам (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). Используя приемы приложения и наложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения. Следующая ступень — мнемотаблицы, то есть схемы, которые состоят из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация (например, содержание рассказа, сказки и др.). Изначально мнемотаблицы составляются воспитателями или родителями, а затем к этому процессу можно подключить и самого ребенка, что будет способствовать не только развитию его памяти, но и развивать его фантазию, визуализацию образов. Процесс изготовления таких картинок достаточно прост и не требует особых художественных способностей — необходимо нарисовать символические изображения объектов или предметов. Мнемотаблица может быть нарисована от руки, что способствует развитию воображения и художественных навыков или составлена из картинок, как коллаж. Для воспитанников младшего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными и состоять из четырех-девяти клеточек. Также важно помнить, что само изображение должно быть хорошо знакомо и понятно детям, должно отображать образ предмета.
Мнемотаблицы на занятиях по развитию речи выступают в качестве дидактического материала. Они могут быть использованы в составлении описательных рассказов, а так же при пересказе произведений художественной литературы, заучивании стихотворений и пословиц. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения содержания литературных произведений. Существенную роль мнемотаблицы также играют и в обогащении словарного запаса дошкольников. На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будем долго и напрасно мучиться на ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету» [3. Т. 6. С. 276 ].
Работа с мнемотаблицами на занятиях по развитию речи осуществляется поэтапно. Сначала детей необходимо познакомить с символами. Дети учатся находить слова, спрятавшиеся в картинках. Затем, на следующем этапе дошкольники пробуют читать готовые предложения. Поначалу им предоставляют простые предложения, состоящие из 2–3 слов, далее количество слов увеличивается, а также добавляются предлоги. Следующая ступень — это составление детьми предложений из карточек-символов (мнемоквадратов). После этого дошкольники учатся составлять рассказы из готовых предложений. Важная составляющая в развитии речи детей – заучивание стихотворений. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Приемы мнемотехники также используют при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой. Это помогает им лучше усвоить содержание произведения [4. С. 337].
В процессе внедрения в свою работу инновационной технологии «Мнемотехника» в соответствии с вышеописанными требованиями нами были разработаны мнемотаблицы для ознакомления детей младшей группы детского сада с русскими народными сказками. В форме мнемотаблиц были проиллюстрированы сказки «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята». Каждая из мнемотаблиц выполнена в цветной печати на листе размера А4, некоторые из них составлены из картинок в виде коллажа, а некоторые — нарисованы детьми схематично. На обратной стороне мнемотаблиц напечатан текст сказки. Наша разработка может быть использована на занятиях по развитию речи при ознакомлении дошкольников с русскими народными сказками, как в младшей группе, так и в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Можно сделать вывод, что использование в работе с дошкольниками такой инновационной педагогической технологии как «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют развитию связной речи, памяти и мышления, обогащению словаря, а так же помогают повысить результативность занятий, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и способствуют оптимизации всего процесса становления речи дошкольников и что не мало важно, являются доступным средством познания окружающего мира.
Библиографический список:
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.;
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М., 2002г.; Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.;
Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. — М., 1948. -Т.6. С.267–268;
Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66710/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...
«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»
Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...
Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка:«Мнемотехника – метод развития речидетей младшего дошкольного возраста»...