Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
«Кто главный?» Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Ход игры: Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые. «Как зовут членов семьи» Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Наша дружная семья»
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».
Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.
«Кто прячется за дверью» (загадки)
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …дед.
- Кто любить не устает,
пироги для печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка
- Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
-всех милее наша… мама
- Фотография стоит
В золоченной рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой …мамочки
- Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит –гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика, упав, не ныть?
И коленку, расцарапав,
Не реветь? Конечно…папа
- Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …брат
Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».
Ход игры №1: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая, почему выбрал именно ее.
Ход игры №2: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.
«Угадай, о ком я говорю».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;
совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).
Ход игры №1: педагог открывает окошко и предлагает:
1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.
2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).
3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.
Ход игры №2: педагог (другие дети) перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть нужное окошко.
- Любимая, заботливая, нежная – мама;
- Добрая, ласковая, милая – бабушка;
- Младший, непоседливый, драчливый – брат;
- Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
- Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
- Добрый, серьезный, умный – дедушка.
Дидактическая игра «Моя семья - самая…»
Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;
продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…
«Открой окно, которое назову».
Цель: закрепление порядкового счета, закрепить умение ориентироваться в малом пространстве.
Приложение №2
Решение проблемных ситуаций с использованием дидактического полотна.
- Кто кому в семье приходится?
- Кто, что делает по дому?
- Кто старше, кто моложе и почему?
- Обязанности мужчин и женщин в семье?
- Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?
- Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
- Кто в семье главнее мама или папа и почему?
- Что такое семья?
- Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.
- Кто бабушка для твоего папы?
- Кто дедушка для твоего папы?
- Кто дедушка и бабушка для твоего папы?
Игровые правила.
- Действовать по сигналу воспитателя;
- соблюдать очередность, выдержку;
- соблюдать партнерские отношения, работая в парах.
Дидактическая игра «Кто живет в квартире».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.
Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.
Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?
Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».
Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);
активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.
Ход игры № 1: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.
- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.
- Младенец- растет, развивается;
- Подросток- растет, учится;
- Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
- Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
- Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»...
Картотека дидактических игр на тему «Моя семья»
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье....
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
Воспитывать любовь и уважение к своей семье....
Картотека дидактических игр по теме "Моя семья" в старшей группе
Картотека дидактических игр по теме "Моя семья" в старшей группе ДОО...
Картотека дидактических игр по теме "Моя семья"
Формирование начальных представлений о семье...
Картотека дидактических игр на тему: "Моя семья - моя родословная"
Закрепить представления о семье, её членах, воспитание любви и заботы о родных людях; развитие коммуникативных навыков детей, воспитание и уважение к повседневнему труду родителей....
Картотека дидактических игр по теме "Моя семья"
Картотека...