Консультация для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Зияпова Юлия Петровна

Констультация для родителей "Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста» 

В возрасте до года:

  1. Реагирует и смотрит на источник звуков.
  2. Реагирует на собственное имя.
  3. Реагирует на речевые сигналы, как например «помаши ручкой».
  4. Имитирует неречевые звуки, как смех и кашель.
  5. Имитирует речевые звуки, например, «мама».
  6. Бормочет и использует свой собственный жаргон.
  7. Использует разную интонацию для выражения удовольствия и недовольства.

В возрасте до двух лет:

  1. Качает и кивает головой, на вопросы да/нет.
  2. Следует простейшим указаниям.
  3. Имитирует услышанное, звуки животных, простые слова.
  4. Обладает словарным запасов, примерно в 50 слов.
  5. Использует жесты, движения и тональность голоса для общения.
  6. Называет картинки и объекты при вопросе «что это?».
  7. Может назвать большинство знакомых объектов.
  8. Произносит собственное имя.
  9. Больше 60 % речи осмыслено.

К трёхлетнему возрасту:

  1. Понимает от 300 до 900 слов, может произнести от 50 до 500.
  2. Определяет объекты по их применению («чем мы будем рисовать?»).
  3. Начинает определять действия («кто поёт?»).
  4. Понимает, что такое «один», «мало», «большой», «в», «на», «под».
  5. Сопоставляет цвета и формы.
  6. Понимает вопросы «где?» и «что?».
  7. Начинает произносить первые предложения, которые состоят из 3—4 слов.
  8. Задаёт вопросы с «где», «кто» и «почему».
  9. Задаёт вопросы, которые требует ответа «да» или «нет».
  10. Использует прилагательные и наречия.
  11. Произносит полное имя и пол.
  12. Около 70 % речи осмыслено.

К четырём годам:

  1. Понимает от 1 000 до 2 000 слов, произносит от 500 до 1500
  2. Следует трёхступенчатым инструкциям.
  3. Способен назвать предмет из определённой категории.
  4. Отличает «спереди» от «сзади», «жёсткий» от «мягкий» и т. д.
  5. Произносит предложения из 10—12 слогов.
  6. Начинает считать и называть цвета.
  7. Запоминает и может повторить простые стишки.
  8. Использует логический порядок при пересказе событий.
  9. Может дать определение простому объекту, например, при вопросе «что такое яблоко?».

Особенности поведения, которые указывают на сложности речевого развития

Существуют общие признаки проблем развития речи дошкольника:

  • Сильно ли отличается речь ребёнка от того, как говорят его сверстники?
  • Сложно ли незнакомым людям понять его?
  • Легко ли ребёнок смущается и расстраивается во время обучающих занятий и игр, которые требуют общения с другими, активного слушания и следования указаниям?
  • Не проявляет ли ребёнок недостаточно внимания окружающим, и свойственно ли ему нежелание играть или что-то делать с другими детьми?
  • Испытывает ли он сложности в общении, которые делают его агрессивным, и он начинает кусаться или драться?
  • Указывает ли ребёнок на объект или берёт его в руки, чтобы объяснить свой выбор или ответ, вместо того чтобы назвать его вслух?
  • Есть ли у ребёнка сложности в том, чтобы следовать инструкциям или указаниям, которые требуют несколько действий? Присматривается ли он к занятиям других, прежде чем попробовать самому?

Что делать если вам кажется, что ребёнок отстаёт в речевом развитии?

Задержка в речевом развитии детей дошкольного возраста — распространённое явление, и свойственно 5—10 % дошкольникам. Важно, что дети из семей, использующих два языка, могут немного отставать от сверстников, но к пятилетнему возрасту должны догонять.

Если вы беспокоитесь о том, что ребёнок отстаёт в речевом развитии, то лучше всего направить его к специалисту. Вероятно, нужно будет проверить и слух — это распространённая причина.

Методы и приёмы развития речи дошкольников

В возрасте до двух лет:

  1. Произносите звуки «ма», «па» и «ба». Пробуйте научить ребёнка произносить их в ответ.
  2. Смотрите на ребёнка, когда он произносит звуки. Говорите с ним и повторяйте то, что он говорит. Делайте вид, что ведёте беседу.
  3. Реагируйте на мимику и смех ребёнка. Повторяйте за ним.
  4. Учите его делать то, что делаете сами, например, хлопать в ладоши, играйте в ку-ку (упрощённый вариант пряток).
  5. Разговаривайте с ребёнком, когда кормите или одеваете его, рассказывайте, что вы делаете и как.
  6. Обращайте его внимание на цвета и формы.
  7. Считайте то, что видите.
  8. Используйте жестикуляцию, машите руками, указывайте на что-то.
  9. Разговаривайте про звуки, которые издают животные, это помогает ребёнку связать их с животными, которые их издают. Произносите фразы, как «собака делает гав-гав».
  10. Добавляйте к тому, что он произносит. Если он говорит «мама», отвечайте «мама тут, мама любит тебя».
  11. Читайте ребёнку, самое важное при этом — обсуждать картинки. Выбирайте книги с самыми красочными иллюстрациями. Спрашивайте, что это, и учите его называть и указывать на объекты.

От двух до четырёх лет:

  1. Используйте чёткую и понятную речь в общении с ребёнком.
  2. Повторяйте, что он говорит и давайте понять, что услышали его. Добавляйте к тому, что он произносит, например: «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Ты хочешь яблочный сок?».
  3. Нормально иногда разговаривать, как ребёнок, но важно добавлять «взрослые» слова.
  4. Вырезайте картинки любимых животных и знакомых предметов. Разделяйте их на категории, на чём можно ездить, что можно съесть, с чем можно играть. Делайте смешные картинки, смешивая и сопоставляя изображения. Например, прилепите картинку с собакой за колесо машины. Спросите, что не так, попросите «исправить».
  5. Помогайте ребёнку понимать и задавать вопросы. Играйте в игру Да—Нет. Спрашивайте, «Тебя зовут Рома?» и «Могут ли поросята летать?». Помогите ребёнку самому придумать такие вопросы и подловить вас.
  6. Задавайте вопросы, которые подразумевают выбор («Ты хочешь яблоко или апельсин?», «Ты хочешь надеть синюю рубашку или красную рубашку?»).
  7. Помогайте ему изучать новые слова. Называйте части тела и говорите о том, что ими делаете: «Это мой нос, я слышу им запах цветов, пирожного и супа».
  8. Пойте простые песни, рассказывайте простые стишки. Это помогает усвоить ритм речи.
  9. Поместите знакомые объекты в коробку. Попросите ребёнка достать один и рассказать, что это и для чего он нужен. Должно получиться что-то вроде: «Это мой мячик. Он подпрыгивает. Я играю с ним».
  10. Показывайте изображения знакомых людей и мест. Обсуждайте, кто они, что делают. Пробуйте придумывать новые истории с ними.

От четырёх до шести лет:

  1. Обращайте внимание, когда ребёнок говорит с вами.
  2. Привлеките его внимание, прежде чем заговорите с ним.
  3. Хвалите ребёнка, когда он рассказывает что-то. Показывайте, что поняли его.
  4. Делайте паузу после сказанного. Это даёт ребёнку возможность ответить.
  5. Продолжайте помогать ему узнавать новые слова. Произносите новое слово, объясните, что оно значит, или используйте его так, чтобы он понял. Например, скажите «автомобиль» вместо «машина». Вы можете сказать: «Я думаю, мы поедем сегодня в магазин на автомобиле. Я слишком устала, чтобы идти пешком».
  6. Говорите о том, как расположены предметы, используя слова «первый», «средний», «последний», «правый» и «левый». Объясните разницу между «сверху» и «снизу», «включён» и «выключен».
  7. Попросите ребёнка угадать, что вы описываете. Скажите: «Мы используем это, чтобы подметать пол» и попросите его найти веник. Скажите: «Оно холодное, сладкое и вкусное. Я люблю клубничное», так чтобы он угадал, что это мороженое.
  8. Занимайтесь с группой предметов или категорией. Попросите найти, что не подходит. Например, «Ботинок здесь лишний. Его нельзя скушать, а апельсин и яблоко можно, он не круглый, а яблоко и апельсин круглые, это не фрукт».
  9. Помогайте ребёнку следовать сложным инструкциям. Используйте указания, как «зайди в комнату и принеси свою книгу».
  10. Просите ребёнка давать указания. Следуйте им, когда он объясняет, как сделать башню из кубиков.
  11. Играя с ним, вы можете поменяться ролями, он будет родителем, а вы ребёнком. Разговаривайте про разные комнаты в помещении и мебель, которая в них находится.
  12. Смотрите фильмы и мультфильмы вместе. Обсуждайте то, что видите. Попросите предугадать, что произойдёт дальше. Говорите о персонажах. Они весёлые или грустные? Просите рассказать, что произошло по сюжету. Попробуйте разыграть сценку из фильма, придумайте другую концовку.
  13. Используйте ежедневные занятия, чтобы учить язык. Например, обсуждайте еду, её цвет, форму и вкус во время обеда. Обсуждайте, куда лучше положить предметы. Попросите положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Спросите, чья это салфетка. Скажите: «Это моя салфетка», «Это её салфетка», «Это салфетка Саши».
  14. Обсуждайте покупки в магазине, что купили, сколько было нужно, что с этими покупками делать. Обсуждайте размер, форму и вес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультации для родителей: "О развитии речи детей дошкольного возраста", "Научите ребёнка любить книгу", "Воспитание сказкой"

Консультация для родителей "Оразвитии речи дошкольников"поможет родителям понять о важности развития речи, обогащении словарнрного запаса детей.Так как мы развиваем не только речь, но и инте...

Консультация для родителей " Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Статья полезна для родителей дошкольников поможет разобраться в вопросах речевого развития своего ребенка.нужно ли обратится к специалисту.И что родители могут сделать сами....

Консультация для родителей: "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе....

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная ре...

Консультация для родителей: "Особенности развития речи детей дошкольного возраста".

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе....