Мастер-класс для педагогов.
методическая разработка по развитию речи
Мастер - класс для педагогов. "Нерифмованное стихотворение или методика 5-ти строк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_pedagogov._nerifmovannoe_stihotvorenie.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Разрешите представиться – Плющенко Юлия Владимировна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок», лауреат II степени районного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2020» в номинации «Педагогический дебют».
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».
В силу своего возраста я не могу еще отнести себя к опытному педагогу, тем более к наставнику, но в некоторых вопросах, касающихся моей работы, работы учителя-логопеда, попробую научить вас инновационному методу, который поможет вам в деятельности со своими воспитанниками по обогащению их пассивного и активного словаря, составлению предложений, закреплению знаний о частях речи.
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»
К. Д. Ушинский
Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться ни один год. От этого зависит и социальный статус и профессиональная карьера человека. Современная жизнь диктует свои законы. Речь людей становится деловой лаконичной, лишенной образности, яркости. И для меня, как учителя-логопеда дошкольного учреждения первостепенная задача –овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка
Решению проблем речи может помочь «Методика пяти строк» или «Нерифмованное стихотворение», которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности. Она используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольного образовательного учреждения.
Метод подробно описан в пособии Валентины Михайловны Акименко «Развивающие технологии в логопедии».
Актуальность и целесообразность используемого метода вы видите на экране:
-Для ребенка открываются новые творческие и интеллектуальные возможности.
-Гармонично вписывается в работу в развитии лексико-грамматической категории.
- Способствует обогащению и актуализации словаря.
- Является диагностическим инструментом.
-Носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).
- Используется для закрепления изученной темы.
- Является игровым приемом.
- Составление схемы пяти строк используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
При творческом использовании данной схемы на занятии, она воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра, ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять нерифмованное стихотворение, только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово признак, слово предмет, слово действие, согласовывать слова в предложении.
Самое главное - составить нерифмованное стихотворение, получается у всех.
Когда же начинать знакомство с этим приемом? Ответ однозначный – с детьми старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги я хочу познакомить вас с этой методикой, дать вам попробовать и узнать, что же такое «Схема пяти строк» или «Нерифмованное стихотворение».
Существует определенный алгоритм составления нерифмованного стихотворения.
Первая строка - это сам предмет, одно слово обычно существительное, отражающее главную идею;
Вторая строка - два слова прилагательные,. описывающие основную мысль
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
И пятая строка – это обобщающее слово или ассоциация.
Мною были разработаны схемы для составления модели нерифмованного стихотворения – настольная и напольная, в форме разноцветных кругов, выделяя определенным цветом строку алгоритма. А вообще для схемы можно использовать разные геометрические фигуры.
При составления нерифмованного стихотворения с детьми, можно использовать наводящие вопросы. Ну что, давайте попробуем?
У нас есть фокус-группа из 6-ти человек.
Вот вам бейджики, напишите на них, как к вам можно обращаться.
Составлять нерифмованное стихотворение мне поможете вы, уважаемые коллеги.
Сначала составлять нерифмованное стихотворение мы будем по настольной схеме.
Со схемой нам все понятно! Тогда надо определиться с темой нерифмованного стихотворения. Тема может быть любой. В нашем дошкольном учреждении, например, сейчас проходит тематическая неделя – финансовая грамотность. Давайте я покажу на примере этой темы, как можно использовать данную методику для закрепления пройденного материала.
Считаю, что в современном мире, финансовая компетенция так же важна, как и умение читать, считать и писать. Кем бы не стал ребенок, кем бы не жил, он обязательно столкнется с законами экономики. Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности, чтобы ребенок в будущем, жил комфортной обеспеченной жизнью.
В этом году неделя детской книги – одно из самых значимых событий в отечественной детской литературе – отмечает свое 80-летие. Проходит она с 23 по 31 марта. К этой дате приурочила выставку в книжном уголке. Всю неделю мы изучали, читали книжки на тему «Финансовая грамотность», рассматривали картинки, рисовали под впечатлением.
Правда ли деньги правят миром? Если вас, как и меня интересует этот вопрос, рекомендую прочесть новую книгу Виталия Константинова, его комикс «Все деньги мира. От ракушки до криптовалюты» выпущенную в 2022 году. Это кропотливый труд автора, с широким обзором выбранной темы, забавными историями, увлекательным повествованием, прикольными репликами и подобным рисованием.
И я хочу предложить вам, попробовать составить нерифмованное стихотворение на тему: Деньги.
Сейчас я дам образец составления нерифмованного стихотворения со словом ракушка. Почему ракушка?
Ракушка – первая денежная единица, которой пользовались многие страны, в том числе и на Руси в безмонетный период.
Итак, начинаем.
Первая строка – главное слово Ракушка
Какая она? Уникальная, неповторимая.
Что она делает, или что можно делать? Купить, обменять, оплатить
Фраза. Каури – это денежный эквивалент
Ассоциация – Украшение
Смотрите что у нас получилось. Сколько слов вы назвали. И за каждым словом стоит размышление маленького гражданина, которое останется с ним на долгие годы.
- Вам я предлагаю составить нерифмованное стихотворение со словами
Сбербанк
Итак, сбербанк,
Какой он? городской, большой. (государственный, ближайший, кассовый)
Что он делает? Хранит деньги, выдает кредиты, проводит платежи. (занять, выдавать)
Предложение с этим предметом. В банке проводят платежи.
И ассоциация, ассоциация у меня – зарплата. (счет,
- вам, кредитная карточка.
Что это? Кредитная карточка
Какая карточка? Нужная, пластиковая. (использованная)
Что делает карточка? Или что может делать карточка. Расплачиваться,
Составим предложение из четырех слов. Карточкой можно оплачивать покупки.
И, слово ассоциация или обобщающее понятие. Банк. (счет)
- деньги
Первая строка – главное слово Деньги
Какие они? Необходимые, незаменимые.
Что они делают? Помогают, отдают, приносят.
Фраза. Деньги необходимы каждому человеку.
Ассоциация – Купюра.
Отлично!
Сейчас будем работать по напольной схеме, я покажу образец.
Я возьму слово кошелек.
- кошелек
Кошелек
Пустой, набитый, (красивый, новый, патрепанный, огромный)
Что делает кошелек? или что может делать? Хранит деньги, потерять, пропасть
Я люблю полный кошелек.
И слово ассоциация у меня – сумочка
- сейф
Что это? сейф
Какой он? Личный, маленький, большой, секретный
Что делает сейф? Или что может делать сейф? Хранит, закрывается, открывается.
Следующая четвертая строка, предложение из четырех слов. Деньги хранят в сейфе.
И пятая, слово ассоциация или обобщающее понятие. Деньги, замок или ключ.
- криптовалюта
Криптовалюта
Виртуальная, неизменная, цифровая
Купить, продать, оплатить
Криптовалютой можно оплатить товар
Деньги
- монета
Золотая, мелкая, старинная, железная, серебряная
Зазвенеть, упасть, покатиться, сверкать
Золотая и серебряная монета
Карман (кошелек, мешочек, золото)
(разобрали)
Возвращаюсь опять к книге Виталия Константинова. Читатели узнают, как вели торговлю до появления денег, и правда ли, что где деньги — там и обман, и несправедливость. Но главная идея книги, что, кстати, упускают некоторые авторы детских книг, и что особенно важно, сейчас, в наше неспокойное время – Виталий Константинов доносит до сознания маленького читателя – внимание - Основная идея этой книги, что не всё продается, и не всё покупается в этом мире. – ДЕНЬГИ – не главное в нашей жизни, что ЛЮБОВЬ, ТАЛАНТ, СЧАСТЬЕ, ЗДОРОВЬЕ, не купишь ни за какие деньги мира.
Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы, чтобы вот те знания, которые вы сейчас уже примерно представляете, использовали на конкретном примере, на тех понятиях, которые НЕ КУПИШЬ НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ МИРА!!!
Пожалуйста, составьте нерифмованное стихотворение на тему: (работа в группах)
1гр – любовь (по настольной схеме)
2гр – талант (напольная схема)
Помните, что главное слово у вас уже есть на карточках.
Пока наши конкурсанты углубились в творчество, мне хотелось бы предложить уважаемым зрителям поиграть.
Поскольку мы находимся с вами на таком большом и интересном, да еще и, юбилейном мероприятии с необычным названием ФЕСТИВАЛЬ «Симфония урока», я хотела бы, чтобы вы составили со словом ФЕСТИВАЛЬ нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Но задание не простое.
Необходимо разделиться на 2 команды, и первая команда будет составлять стихотворение со словом ФЕСТИВАЛЬ, включающее материальную сторону мероприятия, т.е., чем материально заинтересован выступающий на фестивале. А второй команде необходимо подобрать слова, отражающие моральную сторону, чувства удовлетворения от выступления на фестивале.
Я вижу, что наши конкурсанты уже готовы.
Итак, пожалуйста – представьте своё нерифмованное стихотворение.
Первая группа
Слово Любовь
Два прилагательных – настоящая, верная
Что делает? Помогает, согревает, сплачивает
Любви все возрасты покорны
Солнце, сердце
Отлично!
Вторая группа
Талант
Удивительный, редкий.
Восхищает, привлекает, завораживает.
Используется для достижения целей..
Дар.
Совершенно верно, справились, молодцы! Спасибо вам большое!
Уважаемые коллеги, мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса. И позвольте подвести результаты нашей совместной работы. Как было сказано раннее, одним из наиболее распространенных приемов рефлексии – является нерифмованное стихотворение.
И я вам предлагаю, подвести итоги нашей совместной деятельности и составить нерифмованное стихотворение на тему: «Мастер-класс»
(Рамка)
Когда вы будете подбирать, именно те единственные прилагательные, глаголы, афоризмы, вы почувствуете, насколько ближе, роднее и понятнее стал для вас мой мастер - класс.
Мне хотелось бы, чтобы это всё вы пронесли сквозь искусство этой методики.
А пока вы думаете, я попробую выразить своё отношение и сказать, что же для меня фестиваль «Симфония урока».
Итак, Фестиваль «Симфония урока»
Творческий, актуальный
Волнует, сближает, дисциплинирует.
Фестиваль – это сказочное явление.
Испытание.
Пока наши коллеги еще работают, вам слово, уважаемые зрители.
Материальная сторона Моральная сторона
ФЕСТИВАЛЬ Прибыльный, манящий Увеличивает, оплачивается, стимулирует За фестиваль получу премию НАГРАДА | ФЕСТИВАЛЬ Полезный, познавательный Показывает, учит, развивает Форма показа достижений педагогов ФЕЙЕРВЕРК |
Гениально справились с заданием! Очень талантливые педагоги в нашем округе!
Мне очень интересно посмотреть на оценку коллег моего мастер-класса.
(в рамке)
Мастер – класс
Поучительный, интересный
Учит, развивает, сближает
Каждое дело мастера боится
Праздник
Мне очень приятно, что вы так высоко оценили мою работу. Я помещу этот словесный портрет моей творческой работы на самом видном в моем кабинете и еще очень долго буду испытывать чувство морального удовлетворения от нашей с вами совместной работы.
Уважаемые коллеги вот и подошло к концу моё выступление, показ моего мастер-класса. Я вас искренне благодарю, я желаю вам, чтобы все использованные мною методы в данном мероприятии, помогли вам в дальнейшем, стали изюминкой в работе с детьми, источником не только морального, но и финансового удовлетворения!
Всем творческих успехов, новых финансовых вливаний в вашу жизнь, огромное всем спасибо. И мне хотелось бы закончить свое выступление такими словами:
Я держу в ладошках солнце
Я дарю его друзьям
Улыбнитесь, улыбнитесь
Лучик солнца это вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...