Занятие по развитию речи
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Котибенко Ольга Сергеевна

Развитие речи для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_0.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1 Пересказ сказки "Лиса и козел"

Задачи. Связная речь: научить их использовать образные художественные средства, выразительно передавать диалог персонажей, закреплять мысли детей об особенностях (начале, конце) композиции сказок.;

Лексика и грамматика: Выбирайте определения существительных, обозначающих предметы и явления в окружающем мире, учитесь находить объекты с названными признаками.;

Звуковая культура речи: научить произносить скороговорку четко и разборчиво при разной громкости голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом).

Материал. Фотография лисы.

Курс занятий

Воспитатель загадывает загадку: "Хвост пушистый, мех золотистый — вот о ком загадка". (О лисе."Покажите детям несколько картинок с лисицами: "Когда вы были в старшей группе, мы с вами видели другую картинку. Теперь вы можете взять любую картинку и рассказать нам, какая у вас лиса. Если у одного рыжая лиса, у другого другая лиса. У кого-то красивая лиса, а у кого-то еще есть".

Воспитатель выразительно передаст сказку "Лиса и козел". Задайте вопрос:

— О чем рассказывается в этой сказке.

- С чего она начинается. Закрывать.

- Как изображают лису в сказках. Почему она думает, что хитрая? Как еще изображают лису?

- И козла в сказке. Как вы думаете, почему он такой?

— Какие слова и выражения вам понравились больше всего?

— Послушайте сказку еще раз, — предлагает педагог, - потом вы ее произнесете. Слушайте внимательно и запоминайте.

Прозвучат 3-4 пересказа.

Можно предложить детям пересказывать сказки по ролям (или группам - "командам").

Дети оценивают пересказ своих сверстников. Если они затрудняются, учитель делает это сам, обращая внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.

С детьми будет заниматься учитель:

- Вы рассказали сказку интересно и выразительно. Давайте еще раз подумаем о том, каким он был. Какие слова вы можете о нем сказать? (Невежество, глупость, неинтеллектуальность, невнимательность и т.д.).)

- Кем был лис? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, проворная.)

- Слова, которые вы сказали о козах и лисах, можно использовать, когда говорите о человеке.

- Что это было? (Глубоко, холодно, темно, облачно, грязно, узко.)

- Что еще можно назвать "холодным"? (Снег, лед, воздух, ветер.)

- И что можно назвать "холодным". (Зима, снежинки, сосульки, наледи.)

- Слушайте внимательно и отвечайте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или ручей. Голубой, стеклянный и хрупкий - это блюдца или чашки.

Выполняя эти упражнения, педагог следит за тем, чтобы дети четко произносили окончания и правильно расставляли прилагательные и существительные.

Педагог предлагает выучить скороговорки о лисе: "Лиса бежит по шесту". Лижи песок, лисенок.Воспитатель и дети шепотом, громко, в меру, тихо произносят скороговорку.

Можно дать детям задание придумать рифмы к словам "Вы, лисички, где гуляли".(Танцевали на лужайке; отдыхали под кустами и т.д.) Наиболее удачное двустишие повторяется громко и тихо, шепотом.

Занятие 2: Рассказывание историй по мотивам картины "В школу"

Задачи. Связная речь: Научите ребенка сочинять рассказ на основе картинки, используя ранее освоенные навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка).;

Словарный запас: тема детской речи "школа", активизировать слова, связанные с "падением", научить их сравнивать и обобщать, подчеркивать существенные признаки, понимать явление.;

Грамматика: Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражняться в различении звуков c и w, учиться подбирать однокоренные слова к заданному слову.

Материал. Картинка "В школу".

Ход занятия

Учитель ставит картинку "В школу" на подставку. Задайте вопрос:

— Как вы можете назвать эту картинку? Придумайте для нее название. Как вы думаете, название более точное и интересное. Почему?

- Как вы думаете, почему эти дети ходят в школу, а не в детский сад?

- Как одним словом назвать детей, которые ходят в школу. (Школьники, учащиеся начальной школы, первоклассники.)

- Что у ученика в портфеле. (Пенал, тетрадь, учебник.Как я могу назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

- Во сколько дети начинают учиться в 1 год?

- Как отличить осень от других времен года. Такое бывает только осенью. (Листопад, сбор урожая, полет птиц и т.д.)

- Осенняя погода может быть разной. Какие слова вы можете сказать об осени, если светит солнце и небо прозрачное? (Солнечно, золотисто, ясно, рано.Если небо затянуто облаками, дует холодный ветер и часто идет дождь, какие слова мы можем сказать об осени? (Медленно, темно, облачно.)

— Прислушайтесь к словам - учить, воспитательница, препод. В каких частях этих слов есть что-то общее у родственников. И в слове школа есть соответствующие слова. (Учащиеся мужского пола, студентки мужского пола, студентки женского пола.))

Дети придумывают историю по мотивам картины "Осень". Учитель заранее объясняет: "Сначала расскажите нам о том, что происходило с этими детьми до прихода в школу и что вы видите на фотографии".

Истории могут быть индивидуальными или коллективными (группы из нескольких человек).

Если детям трудно придумать событие, предшествующее тому, что изображено на картинке, учитель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа выглядит так:

"Солнечным 9-м днем мальчики и девочки пошли в школу. С вечера они подготовили портфели и учебники. Слава встал очень быстро, он боялся опоздать. За ним заехал его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу."

Затем дети рассказывают о событиях, изображенных на картинке. Учитель подтверждает, что рассказ окончен.

Учитель дает задание: "Хорошо понимаю, что вас это устраивает, так, чтобы это было отчетливо слышно, произнося предложение о том, что я хожу в школу, вы хотите ходить в школу." Произнесите это предложение так, чтобы было понятно, о чем вы просите."

Занятие 3

К.Д.Пересказ рассказа Ушинского "4 желания" и беседы на темы из личного опыта

Задачи. Связная речь: научить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков или повторений, от личного опыта к теме, общаться с аудиторией

Грамматика: Учить различным способам образования степени сравнения между прилагательными и наречиями;

Словарь: Учить подбирать синонимы и антонимы прилагательных и глаголов;

Здоровая культура речи: учить заканчивать фразу, которую начал учитель, не нарушая ритма.

Ход занятий

Учитель - К.Д.Прочитайте рассказ Усинского "4 желания".

Задайте вопрос:

— О чем говорится в этом рассказе.

- Что Мите понравилось зимой.

- Ему понравилось весной.

- Что запомнилось Мите летом.

- Какие слова мальчик сказал о падении?

- Почему история называется "4 желания"?

Каждый из четырех детей рассказывает об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды), и его можно вызвать для пересказа.

Далее учитель предлагает новое задание: "Какое время вам нравится и почему". Придумайте короткую и полную историю об этом" (расскажите о теме из личного опыта). (Историй должно быть не менее четырех.)

"Каждый новый сезон казался мальчикам лучше предыдущего", - говорит учитель.- Лето было хорошим, осень была хорошей. Давайте сравним: весна теплая, лето теплое, трава зеленая, зеленая или позеленевшая после дождя, поздняя осень холодная, зима холодная или промозглая.В свою очередь, дети самостоятельно формируют степень сравнения прилагательных: чистый (чище, опрятнее), высокий (выше, рослее), стройный (стройнее, худощавее), приятный (бодрее, жизнерадостнее веселого), теплый (более жизнерадостный), тепленький (более жизнерадостный), радушный (более жизнерадостный), теплый (более жизнерадостный),

В сложных случаях воспитатели обращают внимание детей на то, что степень сравнения может быть сформирована по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно сказать и посильнее.

"К рассказу "Пришла весна".А как это можно сказать по-другому?Спрашивает учитель. (Пришла.Затем называет другие предложения и словосочетания: он много бегал (a lot), нарвал цветов (собрал, насобирал) и т.д.

Далее дети практикуются в выборе антонимов. "Если я произнесу слово большой, какое слово будет противоположным по значению.- Спросите учителя (маленький). Затем он произносит другой ряд слов: хороший (плохой), холодный (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и т.д.

- Пришла весна. И что она принесла, назовите сами. Итак, весна пришла. (Тепло, цветы, трава и т.д.Я принесла это вам. Давайте произнесем эту фразу вслух, тихо, шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...