Картотека современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи

Ганиева Альбина Витальевна

Сюжетная игра – это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Картотека

современных сюжетно-ролевых игр

для детей дошкольного возраста.

Подготовила и провела:

Ганиева Альбина Витальевна,

воспитатель

I квалификационной категории;

2021-2022 учебный год

Картотека современных сюжетно-ролевых игр:

«Банк»

Цель: выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер.

«Дизайнерская студия»

Цель: учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре, учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др. планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка.

«Скорая помощь»

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.

«Ветеринарная лечебница»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Игровые действия: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы) Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение лит. произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др. Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т. д.)

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.

«Супермаркет»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т. д.).

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

«Швейное ателье»

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.

Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.

Предварительная работа: Экскурсия в швейное ателье. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду). Встреча с работниками швейного ателье (родители, беседа. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.)

Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала, сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.

«Фотоателье»

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: фотограф, кассир, клиенты.

Игровые действия: Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов, увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.

Предварительная работа: Экскурсия в фотоателье. Беседа по проведенной экскурсии. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал: детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий.

«Салон красоты»

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

«Бьюти салон»

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметолог, татуаж, мастер по наращиванию ресниц, администратор, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает парфюмом. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, гелем, наращивает ногти, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Администратор производит расчёт. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Дидактическая игра «Золушка собирается на бал». Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.

«Агентство недвижимости»

Задачи: познакомить детей с работой агента по продаже недвижимости, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда, расширить словарный запас детей: ввести понятия «агент», «каталоги», «договор купли - продажи», «строитель», «крановщик», «новостройки», «сварщик», «строительный материал».

Игровые действия: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют. Игровой материал: рекламные проспекты, кассовый аппарат, планы квартир, фото районов города, каталоги с разными видами недвижимости,

«На станции технического обслуживания автомобилей»

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

Игровые действия: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.) Игровой материал.

«РЖД»

Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомить с трудом железнодорожника. Закреплять представления детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к труду

Оборудование: крупный строительный материал (строительство билетной кассы, табло-расписание, перрона, макет пассажирского поезда, форма железнодорожников, атрибуты железнодорожников,

Игровые роли: Кассир, машинист, помощник машиниста, дежурный по вокзалу, пассажиры, проводник, монтеры пути, осмотрщик вагон.

Ход игры:

Детям предлагается соорудить постройки: железнодорожный вокзал, кассу, перрон, поезд. Дети занимают свои места, согласно отведенным ролям.

Дети – пассажиры с вещами заходят в здание железнодорожного вокзала. Подходят к табло-расписанию (воспитатель спрашивает, у детей, для чего в вокзале нужно табло-расписание). Затем, дети – пассажиры проходят к билетным кассам.

Дети-пассажиры: здравствуйте, будьте любезны нам 4 билета, до Москвы.

Кассир: вам, места в каком вагоне: купейном или плацкартном?

Воспитатель спрашивает у детей, чем отличаются между собой купейный и плацкартный вагон.

Пассажиры: в купейном вагоне.

Кассир: выдает пассажирам билеты (сообщает время прибытия поезда, номер вагона, места).

Пассажиры благодарят билетного кассира и проходят в зал ожидания.

В зале ожидания, дети пассажиры идут в буфет. (Воспитатель уточняет у детей, зачем в вокзале нужен зал ожидания, буфет). Дежурный по вокзалу: Уважаемые пассажиры будьте внимательны и осторожны скорый поезд «Новокузнецк - Москва» прибывает на первый путь. Стоянка поезда 5 минут.

«Служба спасения»

Цель: расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, её необходимости, мобильности в чрезвычайных обстоятельствах.

Задачи:

Создавать условия для активного использования ролевых диалогов в речи детей.

Развивать творческую инициативу детей.

Формировать умение самостоятельно распределять роли.

расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, спасатели, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор).

Игровой материал: видео камера, микрофон, защитные каски, перчатки, предметы-заместители (камни- строительный материал, диски, трубки из пенопласта, символика пункт питания, пункт скорой помощи, набор больница и набор продукты. Костюмы для спасателей, поваров, врачей.

Игровые роли:

врач; спасатели; пострадавшие; повар;

Игровые действия:

вызов по тревоге; осмотр места происшествия; распределение спасательных работ; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; кормление пострадавших и спасателей.

Предварительная работа:

Знакомство с профессиями: спасатели.

Цикл познавательных бесед о стихийных бедствиях, об авариях.

Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов.

Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи.

Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать если…».

Ход игры.

Организационно-мотивационный момент.

Звучит звук сирены

Воспитатель:

Ребята, я слышу тревожный звук. Что это?

Воспитатель:

Почему она звучит?

Воспитатель: Да, есть служба, которая оказывает помощь людям при чрезвычайных ситуациях. Как называются люди этой профессии?

Воспитатель: Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек? Давайте соберем в мои ладони слова, обозначающие эти качества.

Воспитатель: а как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

Воспитатель: Молодцы, отвечали верно. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, хотите попробовать себя в качестве спасателей.

Для игры нам нужны: Спасатели, врачи, повара, пострадавшие.

-Кто хочет стать спасателем?

- Чем будут заниматься спасатели?

- Кто выбрал роль врача?

- Что делает врач скорой помощи?

Воспитатель задаёт вопрос поварам:

- А что будете делать вы?

Воспитатель:

- Можно я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).

Практическая деятельность (игра).

Воспитатель включает аудиозапись:

-Внимание! Внимание! Всем спасательным службам!

-Произошло обрушение стены жилого дома!

- Бригада на выезд готова?

Дети одевают обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машину и выезжают на место происшествия. Машина едет под музыку из мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь».

Корреспондент:

- Веду репортаж с места чрезвычайного происшествия, первый вопрос к командиру спасательной службы:

- Расскажите, что произошло?

Корреспондент:

- Какая версия взрыва?

Корреспондент:

- Спасатели аккуратно работают, разбирая завалы, освобождая людей, врачи оказывают первую помощь пострадавшим и раненым. Повара готовят еду.

Спасённых раненых людей спасатели уносят на безопасную территорию и там врачи и медсёстры оказывают первую медицинскую помощь.

- На месте обрушения работает бригада скорой помощи, обращаюсь к врачу скорой помощи.

- Есть пострадавшие и раненные при обрушении?

Корреспондент:

- Задаю вопрос второму врачу.

Корреспондент:

- Что произошло с этой девушкой и серьезная ли у нее травма?

-Я вижу повара стараются приготовить обед.

- Скажите, долго еще ждать пострадавшим еды.

Корреспондент:

- Какие натуральные продукты, вы используете?

Корреспондент:

-Спасательная команда закончила разбирать завал и подходят на отдых к пункту питания.

Корреспондент:

- Врачи продолжают осматривать пострадавших. Делают успокоительные уколы, разговаривают, шутят, успокаивают.

Корреспондент:

- Спасательная служба работает слаженно, дружно и профессионально.

Пострадавшие находятся под наблюдением медработников.

Повара разносят еду пострадавшим и спасателям.

Жильцы дома благодарят спасателей. Я заканчиваю свой репортаж с места чрезвычайного происшествия, съёмку и фоторепортаж вела я, …

Заключительная часть

Воспитатель: Вы как настоящие спасатели разобрали завалы, помогли людям. Много бед может случиться из-за беспечности и неосторожности, из-за несоблюдения правил безопасности.

«Звонок в службу спасения»

Словесная игра

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

«Салон сотовой связи»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно распределять роли, отражать в игре явления социальной действительности;

Формировать навык речевого этикета; формировать навык сотрудничества.

Оборудование: витрина с различными марками телефонов, каталог с различными марками телефонов, беджики для сотрудников, рекламные проспекты, банковские карты, кассовый терминал.

Игровые действия: работа операторов связи, работа менеджеров по продаже сотовых, аксессуаров, разнообразная оплата услуг, продажа карточек различных сотовых компаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...