Рекомендации для родителей по формированию речи ребёнка от 2 до 3 лет
консультация по развитию речи (младшая группа)
Особенности развития речи детей 2-3лет и рекомендации в общении с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_formirovaniyu_rechi_rebyonka_ot_2_do_3_let.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
по формированию речи ребёнка от 2 до 3 лет.
В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условиях дети начинают говорить все позже и позже. Почему? Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний ребёнок молчит. Они считают, что два года - это не тот возраст, когда должна появиться речь. Другие жалуются: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» И начинают бить тревогу. Кто же в данной ситуации занял правильную позицию?
Лет сорок-пятьдесят назад нормой считалось появление речи у ребёнка в год. При этом подразумевалось, что малыш уже самостоятельно может о чём-то попросить, построить простейшую фразу. Конечно, идеального звукопроизношения от него никто не требовал! Но ПОТРЕБНОСТЬ что-то сказать у ребёнка была очень выражена!
А сейчас? Взрослые сидят, уткнувшись в экран телевизора или в монитор компьютера, годовалый карапуз в заваленном игрушками манеже предоставлен сам себе. Мама и папа молчат: они заняты своими проблемами. Кроха вроде бы тоже «при деле», а самое главное – никому не мешает. В подобной обстановке у него не возникает ПОТРЕБНОСТИ заговорить: его к этому не понуждают, от него не требуют речевой активности, взрослых вполне устраивает МОЛЧАЩИЙ ребёнок.
Особенности развития речи у детей 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет у детей еще не полностью сформирована речевая функция. Еще не совершенны некоторые звуки, сложно даются составные слова, слова со стечением согласных. Отсутствие звуков сказывается на произношении слов. От этого речь детей выглядит невнятной и нечистой. Малыши в этот возрастной период еще не могут в полной мере пользоваться голосовым аппаратом, не способны отвечать на вопросы полным голосом и, если того требует обстановка, говорить тихо.
Обычно в возрасте 2-3 лет дети усваивают произношение многих звуков, но у них возникают трудности с шипящими и звуком «р», межзубным и призубным «с», «з». Некоторые малыши заменяют шипящие и свистящие звуки на «дь», «ть».
На третьем году жизни происходит активное накопление лексики детей. Увеличивается число названий предметов быта, и тех предметов, которыми малыш пользуется нечасто. Он усваивает падежные окончания, употребляет глаголы, согласовывает прилагательные с существительными. В речи детей появляются не только простые, но и усложненные предложения, ситуативная речь. Малыши отвечают взрослым односложными предложениями. Одновременно с речью происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения.
Процесс игры ребенок сопровождает речью. Он склонен к подражанию, активно повторяет слова за взрослыми, запоминает их, упражняется в правильном произношении звуков.
Что нельзя допускать в общении с ребенком
Многие люди бессознательно при общении с маленькими детьми начинают переходить со взрослой речи на детский лепет, «сюсюкание». Этого допускать нельзя. Подобная манера общения не стимулирует к развитию речи малыша. Она закрепляет его неправильное произношение. При учении стихов нужно избегать сложных, труднопроизносимых стихотворений. На фоне перегрузки артикуляционного аппарата возрастное неправильное произношение закрепится и приумножится.
Словарный запас ребенка
Ребенок в 2-3 лет уже обладает словарным запасом около 1500 слов. Причем увеличение лексики происходит каждый день. Малыш в это время не только пополняет активный, но и пассивный словарный запас. Если много разговаривать с малышом, читать ему книги, проговаривать свои действия, то он дает быстрый «скачок».
Ребенок молчит
Бывает, что дети в этом возрасте молчат. С этой жалобой родители нередко обращаются на консультацию. Ребенок все слышит, понимает, но не говорит. В возрасте 2-3 лет это не критично. Возможно, малыш накапливает пассивные слова. Бывают дети-«лентяи», которым не нужно говорить. Их и так превосходно понимают. Попробуйте «не понять» ребенка. Скажите, что не понимаете, что ему нужно, не выполняйте его требование по взгляду, указанию пальчиком. Обычно, если малыш не получает желаемого, ему приходится начинать говорить.
Если малыш не говорит, то нужно подталкивать его к разговору. Самый простой способ разговорить ребенка – задавать ему вопросы. Порой у молодых родителей встречается заблуждение, если они будут отвечать за ребенка, то тот быстрей заговорит. На самом деле это не так. У него не возникает потребность в разговоре. Зачем ему утруждаться, если мама сама все сказала, сама задала вопрос, сама на него ответила.
Вместо того, чтобы спросить у малыша перед обедом «ты будешь супчик» и получить ответ в виде кивка, как согласие, или знака отрицания головой, попробуйте ему задать четкий вопрос: «Что ты будешь есть, кашу или суп?». Таким образом родители побуждают ребенка к речи. Не стоит реагировать на молчаливый вопрос малыша. Например, ребенок показывает на банан пальцем и тихо хнычет. Мама обеспокоено задает вопрос: «Ты хочешь банан?». На что получает утвердительный кивок головой. Не стоит стремиться отвечать на молчаливые вопросы. Скажите малышу, что не понимаете его. Ласково, участливо попросите его сказать, что он хочет словами.
Следует помнить о том, что все дети индивидуальны. Вполне вероятно, что соседский малыш-одногодок рано начал говорить, причем целыми предложениями, без видимых нарушений звукопроизношения, а ваш только-только кончил лепетать. Все зависит от перенесенных заболеваний, темперамента детей, их общего темпа развития, какие люди его окружают, разговорчивые или молчуны.
Но есть определенные признаки, которые должны побудить родителей сходить с ребенком к логопеду:
- Нет интереса к игрушкам, все игры ребенка стереотипны, однообразны.
- Малыш не может справиться с несложным заданием, вдеть крупную бусину в веревочку, построить башню из кубиков.
- Не понимает простого задания, например, принести кружку.
- Наличие в анамнезе родовых травм, заболеваний матери во время беременности.
В перечисленных случаях с ребенком нужно показаться неврологу, логопеду, психологу. После проведенного обследования специалисты могут назначить лечение. Причем, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем эффективней будет лечение.
Занятия на развитие речи дома
Чтобы развить речь ребенка, дома с ним нужно проводить ежедневные занятия, которые этому способствуют.
- Пальчиковые игры. Психологи утверждают, что речь ребенка находится на его пальчиках. То есть, развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие головного мозга и, естественно, речи.
- Артикуляционная гимнастика. Только хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит ребенку четко выговаривать звуки.
- Развитие слуха.
- Заучивание стихов.
Источник: https://expertology.ru/kak-razvivat-rech-rebyenka-ot-2-do-3-let/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...
Рекомендации для родителей по развитию речи ребёнка
Ребенку младшего возраста сложно овладеть сразу и грамматикой речи, и произношением звуков, и умение связно произносить свои мысли, если родители будут соблюдать простые рекомендации, то это поможет и...
Рекомендации для родителей по формированию безопасного поведения ребёнка
Формирование безопасного поведения ребёнка - один из важнейших аспектов воспитания ребёнка в семье....
Система методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
Целью методических рекомендаций для родителей направлены на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими осно...
Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка в летний период.
Статья содержит советы для родителей, чьи дети посещали логопедические занятия в течение учебного года. В статье даются рекомендации для закрепления результатов работы ребёнка с логопедом и для дальне...
Рекомендации для родителей по развитию речи ребёнка дома.
Развитие речи в домашних условиях - это просто, главное пробовать!...
Рекомендации для родителей по формированию речи ребенка
Консультация для родителей...