rконспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

звуковая культура речи - важная составляющая развития речи дошкольников, которая решает решающую роль в обучении грамоте. Без развитой звуковой культуры будет затруднено обучение в школеправильному . безошибочному письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_zvukovoy_kulture_rechi.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

  «Детский сад № 101» г. Оренбурга

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки ж,ш»

Образовательная область «Речевое развитие»

 Группа общеразвивающей направленности                   для детей   5-6 лет.

Воспитатель: Татьянина Валентина Семеновна

2021 год.

Организационная информация

Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие.

2.

Вид деятельности детей

- познавательно-исследовательская;

- игровая;

- коммуникативная;

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Звуковая культура речи: работа со звуками ж,ш».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- беседа с детьми, разъяснение;

- создание ситуации выбора;

- речевая деятельность;

- постановка проблемы;

- обсуждение;

- наблюдение;

- поощрение.

3.

Интеграция образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

4.

Возрастная группа

5-6  лет.

5.

Цель:

Развитие звуковой культуры речи

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

-упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж.ш; -упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;

- учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж - ш

6.2

Развивающие:

-развивать фонематический слух,

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

-отрабатывать речевое дыхание.

6.3

Воспитательные:                                                                                            -воспитывать интерес к речевой деятельности;

 -развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми, умение слушать ответ товарища;

7.

Планируемые результаты:

-умеет различать  на слух звуки ж ,ш;

-умеет дифференцировать звуки ж –ш в словах;

- умеет находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш;

- способен сопереживать, проявляет желание оказывать помощь,

- охотно участвует в коллективной деятельности,

- свободно общается со сверстниками и взрослыми.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

- игрушки – змея, жук, ослик;

- предметные картинки со звуками ж – ш в названиях;

- мольберт.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

-пальчиковые игры;

-артикулярная гимнастика;

 -игры на активизацию словаря.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

В: ой, ребята, смотрите, змея! Откуда она у нас? Она живая, настоящая? Ой, да тут еще и жук! Что они делают в нашей группе?

Из коробки выпадает змея, затем жук (игрушки0.

 

1.2

Целевая установка(с по мощью педагога дети формируют цель своей дея -тельности или принимают цель педагога)

В: да тут еще и открытка ( «С днем рождения, ослик!»). ах, вот в чем дело. Змея и жук собрались на день рождения к ослику. Им нужна наша помощь. Они хотят спеть песни ослику, но не могут их сочинить. Поможем им?

Трудно песню сочинить? Нужно слова придумать, музыку. А какую песню может петь змея? А жук? У них песенка сложная? Сможем мы для них песни сочинить? Нам нужно только собрать для них звуки ж и ш, и будут готовы песенки. Для этого нам нужно внимательно слушать и искать звуки ж –ш в нашей речи.

                                                                       

1.3

Мотивирование к деятельности детей

В: змея и жук принесли с собой коробочки. Если мы услышим звук ш, в чью коробочку будем его складывать? (змеи). А если услышим звук ж? (в коробочку жука). Наберем побольше звуков и сочиним для них песенки из этих звуков.

Воспитатель ставит на столе справа жука, слева змею, рядом с ними – пустые коробочки.

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В: я буду произносить звуки, если это звук жука, помашем крылышками, поможем ему долететь до коробочки жука; если звук змеи, покажем руками, как ползет змея, поможем звуку доползти до коробочки змеи.

                                         

В: свободные звуки закончились, но для песен звуков мало. Где мы еще можем найти звуки?

В словах, которые мы произносим, много разных звуков, в том числе звуки ж и ш.   Слушайте внимательно слова, которые я буду произносить.  Если услышите звук ш, помогите ему доползти до коробочки змеи, если   ж – долететь до коробочки жука. Сначала задание выполняют девочки, потом мальчики.

В:    кстати, не знает ли кто из вас, почему у ослика длинные уши? Сейчас я вам об этом прочитаю стихотворение-сказку. Если это сказка, то в ней может быть что-то не так как в жизни, но зато очень занимательно.

У ослика был день рождения

И он принимал поздравления  

Барбос ему сена принес

Коза подарила овес

Вошли торопливо барашки

Они принесли две ромашки

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

В: Давайте прочитаем последнюю строку так чтобы стало понятно, какими стали ушки:

 - и к вечеру дли- и- и-инными стали                                            

В: кто тянул осленка за ушки?

(тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки) . В этих строках спрятались три звука ш. Назовите эти слова. Кому в коробочку кладем этот звук?

У кого был день рождения? (у ослика был день рождения). В каком слове спрятался звук ж? кому в коробочку кладем этот звук?

В: поскольку у ослика день рождения, споем ему свою песенку. Только будем петь начало хором, а про каравай – солист. Солист это тот, кто поет один. Второй раз поем с другим солистом.

В: какой звук в словах ширины, ужины? В какие коробочки мы их положим. (Заглядывает в коробочки) звуков для песен пока маловато. А нас здесь много или мало? Если каждый найдет и положит по одному звуку, сколько станет звуков? (много) где мы ищем звуки? В словах. У нас много картинок, выберите каждый по картинке, в которой спрятан звук ж, з и сядьте на место. Вы по очереди будете называть картинку и говорить, какой звук спрятан, а мы будем проверять все вместе, чтобы никто не ошибся.

В: вот мы и набрали полные коробочки звуков.

Теперь давайте споем песенку змеи про день рожденья.

В: настоящие артисты песни поют выразительно, например, вот эту строчку из песенки можно пропеть по разному:

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок

Воспитатель  показывает движения: на звук ш – зигзагообразное движение кистью рук от себя, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз.

Затем произносит звуки: ш,ш,ж,ш,ж,ж,ш,ж.ш.

Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки, произносит слова с легким интонированием звуков ж.ш.

Выставляет фигурку ослика на стол.

Хоровое и индивидуальное повторение детьми фразы про ушки.

Воспитатель выставляет три красные пирамидки и одну зеленую. С каждым правильно названным словом убирает пирамидку.

Дети становятся в круг, идут по кругу, поют хором «Как на ослика день рожденья испекли мы каравай». Дальше поет солист, а дети показывают «Вот такой ширины, вот такой ужины»

Воспитатель предлагает детям раздаточный материал – предметные картинки

Дети называют слова и кладут картинки в коробочки змее или жуку

Дети с воспитателем жужжат на мотив песни про каравай. Затем шипят.

Дети замечают разницу в интонации, повторяют строчку

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

     Рефлексивно-оценочный этап                                     В:

- сочинили мы песенку для жука и змеи?

-какие звуки мы для этого собрали?

-мы научились не путать и различать эти звуки?

-где мы искали звуки?

-мы научились находить звуки в словах?

- смогли бы мы помочь жуку и змее, если бы не научились находить звуки?

-как вы думаете, жук и змея рады, что мы научились находить звуки Ж и Ш?

-мы сделали доброе дело?

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

Мы попросим жука и змею отдать нам картинки, когда они им уже будут не нужны, соберем картинки с другими звуками и составим азбуку, чтобы по ней учиться читать.                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...