Проект по речевому развитию
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект по развитию речи в подготовительной группе * Учимся красиво разговаривать*
Составила : Кузьмина С.Н.
Тип проекта : информационно – творческий, групповой
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель, учитель-логопед.
Сроки реализации : октябрь – май
Актуальность.
Речь , словарный запас , общение – это одни из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Развитие речи является одной из основных элементов формирования личности. С каждым годом неуклонно растёт объём знаний, которые нужно освоить. Поэтому , в общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной , грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи. Всякая задержка в ходе развития речи ребёнка затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой то мере исключает его из занятий и игр. Поэтому своевременное развитие речи и развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Проблема.
Наблюдая за детьми на занятиях и во время игр , я заметила, что у детей возникают затруднения в связном рассказывании чего либо. У них недостаточно развиты коммуникативные навыки, отсутствуют умения общения со взрослыми. Они не умеют контактировать в паре и в небольшой группе детей. У таких детей низкий уровень развития творческого воображения.
Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребёнку веру в возможность движения вперёд.
Цель.
Способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения , активизации и уточнения словаря детей.
Задачи. Для детей.
Образовательные : - обогащать активный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
Развивающие : - развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- развивать индивидуальность детей
- развивать активность детей в самостоятельной и в совместно-образовательной деятельности.
Воспитательные : - воспитывать умение общаться в кругу сверстников и взрослых, учитывая правила общения.
Задачи. Для педагога.
Повышать профессиональный уровень развития по вопросам развития речи, речевого общения и воображения детей.
Пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду группы.
Задачи. Для родителей.
- Повышать компетентность родителей в вопросах речевого воспитания детей.
- привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
- вовлечь родителей в детско-родительские отношения через совместное участие в проекте.
Ожидаемые результаты.
- повысился уровень речевого развития детей.
- активизировалась познавательная деятельность детей.
- дети самостоятельно умеют составить рассказ ( по картине, по книге, по памяти ….)
- дети умеют устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.
- у детей обогатился активный словарь, усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь.
- повысилась умственная активность детей.
- повышение профессионального уровня развития педагогов.
- повышение компетентности родителей по данному направлению.
Риски и их преодоление.
Пассивность детей в общении со сверстниками и взрослыми в связи с компьютеризацией общества. Нежелание родителей общаться в семье в связи с занятостью.
Для преодоления данных рисков необходимо выбирать мероприятия наиболее интересные для всех участников проекта, активно привлекать родителей, проводить индивидуальные консультации.
Этапы.
1 – подготовительный ( октябрь 2023г.)
Изучение методической литературы по теме проекта.
Постановка цели и задач.
Составление плана.
Консультации для родителей
Проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей.
Создание в группе уголка по речевому развитию.
2 - основной ( ноябрь2023г. – апрель 2024г. )
Проведение мероприятий по теме проекта, в том числе реализация перспективного плана.
Ноябрь . Перспективный план.
1 НОД по теме * Насекомые *. Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами , учить придумывать слова с эмоционально-оттеночным значением, учить образовывать существительные от глаголов.
2 анкетирование родителей на тему * Читаем дома ( сказка в жизни ребёнка )*
3 рисование * Любимая сказка *
4 чтение худ. литературы на тему *осень* ( рассказы, потешки, загадки,стихи )
Декабрь.
1 НОД * рассматривание картины * Дети на горке **. Цель: учить составлять рассказ по картине, учить отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, активизировать речь, развивать связную монологическую речь.
2 консультация для родителей * Нормы речевого развития ребёнка в 6-7 лет *
3 Дидактические игры и упражнения : *подбери слово-синоним *
* Закончи предложение *
*исправь ошибку *
4 Выставка поделок * Ёлочка- красавица * ( презентация каждой поделки )
Январь.
1 НОД * Составление загадок по теме *ЗИМА**.цель: учить детей выделять признаки объектов, формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки, развивать речевые способности посредством игры.
2 Дидактические игры : * отгадай что за растение *
*Так бывает или нет *
*кто больше назовёт действий *
3 консультация для родителей * Артикуляционная гимнастика с картинками *
Февраль.
1 творческое рисование на тему * Армия будущего *
2 НОД * Военная техника *.цель: учить детей выделять признаки предметов, формировать умение составлять описательный рассказ, активизировать речь, пополнить словарный запас детей.
3 Составление альбома * Каким военным я бы стал *
4 консультация для родителей * Зачем нужен логопед *
5 дидактические игры : *третий лишний *
*кто больше назовёт действий *
*а что потом *
Март.
1 НОД * МАМА –СОЛНЫШКО МОЁ *. Цель: формировать уважительное отношение к родителям, учить правильно отвечать на вопросы, правильно строить предложения, рассказывая о маме, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к близкому человеку.
2 Чтение худ. литературы о маме. Пересказ. Разучивание стихов.
3 консультация для родителей * Играем – речь развиваем *
4 дидактическая игра * Дом. Семья *.
5 Коллективная работа * Наши мамы *
Апрель .
1 Разучивание поговорок, стихов, потешек, прибауток на тему * Весна *.
2 НОД * Составление рассказа по серии сюжетных катинок * Мойдодыр **. Цель:учить детей составлять рассказ по картинкам , развивать связную монологическую речь, устанавливать причинно-следственные связи.
3 консультация для родителей * Обогащаем словарь *.
4 Чтение сказки и показ кукольного театра * Заюшкина избушка*
5 дидактическая игра *Магазин *.
3 этап заключительный
- Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников.
- Анализ проделанной работы.
- Развлечение * В мире сказок *
Результатами проекта являются : - картотека наблюдений на прогулках.
- картотека дидактических игр по развитию речи.
- конспекты занятий
- альбом * Каким военным я бы стал *
- альбом * Наши мамы *
- папки – консультации по развитию речи.
Заключение.
Чтобы словарь детей всё время пополнялся, развивался , уточнялся, необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами и явлениями, с их наименованием. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребёнком окружающего мира и от его предметной деятельности. Процесс накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими мира, совершаясь в игровой , трудовой, познавательной,бытовой деятельности детей.
Список литературы.
1 Гербова В.В. * Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада *
2 Арушанова А.Г. * Речь и речевое общение детей *
3 Бондаренко А.К. *Дидактические игры в детском саду *
4 Сохина Ф.А. * Развитие речи детей дошкольного возраста *
5 Крылова Е.С. * Занятия по развитию речи в детском саду *
6 Лазаренко О.И. * Артикуляционно-пальчиковая гимнастика *
7 Энциклопедия сказок
8 Программа * От рождения до школы *
9 Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.
Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»
Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»
Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта: сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...