Проект по речевому развитию
проект по развитию речи (старшая группа)

Учимся красиво разговаривать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по развитию речи в подготовительной группе * Учимся красиво разговаривать*

        Составила : Кузьмина С.Н.

Тип проекта : информационно – творческий, групповой

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель, учитель-логопед.

Сроки реализации : октябрь – май

Актуальность.

Речь , словарный запас , общение – это одни из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Развитие речи является одной из основных элементов формирования личности. С каждым годом неуклонно растёт объём знаний, которые нужно освоить. Поэтому , в общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и  активизация занимают очень большое место.

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной , грамматически правильно построенной  диалогической и монологической речи. Всякая задержка в ходе развития речи ребёнка затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой то мере исключает его из занятий и игр. Поэтому своевременное развитие речи и развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Проблема.

Наблюдая за детьми на занятиях и во время игр , я заметила, что у детей возникают затруднения в связном рассказывании чего либо.  У них недостаточно развиты коммуникативные навыки, отсутствуют  умения общения со взрослыми. Они не умеют контактировать в паре и в небольшой группе детей. У таких детей низкий уровень развития творческого воображения.

Преодолеть такое положение стало возможно в результате  поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребёнку веру в возможность движения вперёд.

Цель.

Способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения , активизации и уточнения словаря детей.

Задачи.   Для  детей.

Образовательные :  - обогащать активный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

        - повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.

Развивающие :     - развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.        

                                   -  развивать индивидуальность детей

                                    -  развивать активность детей в самостоятельной и в совместно-образовательной деятельности.

Воспитательные :     -  воспитывать умение общаться в кругу сверстников и взрослых, учитывая правила общения.

Задачи. Для педагога.

Повышать профессиональный уровень развития по вопросам развития речи, речевого общения и воображения детей.

Пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду группы.

Задачи. Для родителей.

-  Повышать компетентность родителей в вопросах речевого воспитания детей.

-  привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.

-  вовлечь родителей в детско-родительские отношения через совместное участие в проекте.

Ожидаемые результаты.

- повысился уровень речевого развития детей.

- активизировалась познавательная деятельность детей.

- дети самостоятельно  умеют составить рассказ ( по картине, по книге, по памяти ….)

-  дети умеют устанавливать многообразные связи в тексте произведения, давать оценку действиям и поступкам героев.

- у детей обогатился активный словарь, усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь.

- повысилась умственная активность детей.

-  повышение профессионального уровня развития педагогов.

-  повышение компетентности родителей по данному направлению.

Риски и их преодоление.

Пассивность детей в общении со сверстниками и взрослыми в связи с компьютеризацией общества. Нежелание родителей общаться в семье в связи с занятостью.

Для преодоления данных рисков необходимо выбирать мероприятия наиболее интересные для всех участников проекта, активно привлекать родителей, проводить индивидуальные консультации.

        Этапы.

1 – подготовительный ( октябрь 2023г.)

Изучение методической литературы по теме проекта.

Постановка цели и задач.

Составление плана.

Консультации для родителей

Проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей.

Создание в группе уголка по речевому развитию.

2  - основной ( ноябрь2023г. – апрель 2024г. )

Проведение мероприятий по теме проекта, в том числе реализация перспективного плана.

Ноябрь .                          Перспективный план.

1  НОД по теме * Насекомые *. Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами , учить придумывать слова с  эмоционально-оттеночным значением, учить образовывать существительные от глаголов.

2  анкетирование родителей на тему * Читаем  дома ( сказка в жизни ребёнка )*

3  рисование * Любимая сказка *

4  чтение худ. литературы на тему *осень* ( рассказы, потешки, загадки,стихи )

Декабрь.

1  НОД * рассматривание картины * Дети на горке **. Цель: учить составлять рассказ по картине,  учить отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, активизировать речь, развивать связную монологическую речь.

2 консультация для родителей * Нормы речевого развития ребёнка в 6-7 лет *

3  Дидактические игры и упражнения :   *подбери слово-синоним *

         * Закончи предложение *

        *исправь ошибку *

4  Выставка поделок * Ёлочка- красавица * ( презентация каждой поделки )

Январь.

1  НОД  * Составление загадок по теме *ЗИМА**.цель: учить детей выделять признаки объектов, формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки, развивать речевые способности посредством игры.

2  Дидактические игры :    * отгадай что за растение *

*Так бывает или нет *

        *кто больше назовёт действий *

3  консультация для родителей * Артикуляционная гимнастика  с картинками *

Февраль.

1  творческое рисование на тему * Армия будущего *

2  НОД * Военная техника *.цель: учить детей выделять признаки предметов, формировать умение составлять описательный рассказ, активизировать речь, пополнить словарный запас детей.

3  Составление альбома * Каким военным я бы стал *

4  консультация для родителей * Зачем нужен логопед *

5 дидактические игры :   *третий лишний *

        *кто больше назовёт действий *

        *а что потом *

Март.

1  НОД * МАМА –СОЛНЫШКО МОЁ *.  Цель: формировать уважительное отношение к родителям, учить правильно отвечать на вопросы, правильно строить предложения, рассказывая о маме, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к близкому человеку.

2  Чтение худ. литературы о маме. Пересказ. Разучивание стихов.

3  консультация для родителей * Играем – речь развиваем *

4  дидактическая игра * Дом. Семья *.

5  Коллективная работа * Наши мамы *

Апрель .

1  Разучивание поговорок, стихов, потешек, прибауток на тему * Весна *.

2  НОД * Составление рассказа по серии сюжетных катинок * Мойдодыр **. Цель:учить детей составлять рассказ по картинкам , развивать связную  монологическую речь, устанавливать причинно-следственные связи.

3  консультация для родителей * Обогащаем словарь *.

4 Чтение сказки  и показ кукольного театра * Заюшкина избушка*

5  дидактическая игра *Магазин *.

3 этап   заключительный

-  Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников.

-  Анализ проделанной работы.

-  Развлечение * В мире сказок *

Результатами проекта являются : -   картотека наблюдений на прогулках.

        - картотека дидактических игр по развитию речи.

        - конспекты занятий

        - альбом * Каким военным я бы стал  *

        - альбом * Наши мамы *

        - папки – консультации по развитию речи.

Заключение.

Чтобы словарь детей всё время пополнялся, развивался , уточнялся, необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами и явлениями, с их наименованием. Успешное  речевое развитие напрямую зависит от чувственного  восприятия ребёнком окружающего мира и от его предметной деятельности. Процесс накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими мира, совершаясь в игровой , трудовой, познавательной,бытовой деятельности детей.

Список литературы.

1 Гербова В.В. * Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада *

2  Арушанова А.Г. * Речь и речевое общение детей *

3  Бондаренко А.К. *Дидактические игры в детском саду *

4  Сохина Ф.А. * Развитие речи детей дошкольного возраста *

5  Крылова Е.С. * Занятия по развитию речи в детском саду *

6  Лазаренко О.И. * Артикуляционно-пальчиковая гимнастика *

7  Энциклопедия сказок

8  Программа * От рождения до школы *

9 Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.

Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление  представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»

Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...