Консультация для воспитателей «Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация для воспитателей
«Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_2-3_let_posredstvom_igrovyh_tehnologiy.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)
Консультация для воспитателей
«Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей квалификационной категории
Еремян Рима Артюшовна
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди ряда образовательных областей выделена область - «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
- игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
- игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
- занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
- игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Уверена, что и в нашей работе по развитию речи младших дошкольников использование игровых технологий оптимизирует педагогическое воздействие, сделает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.
Изучив статьи В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т.В. Большевой, Л.Н. Ефименковой, материалы практиков из журналов «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, я поняла, что игровые технологии и методики можно использовать в развитии речи детей моей группы.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: развитие речи детей посредством игровых технологий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
2. Создать развивающую среду в группе.
3. Сформировать банк игровых технологий для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В нашей группе создан центр речевой активности «Маленькие говорушки», в котором расположены дидактические игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи; сюжетные картинки; «Пальчиковый и кукольный театр», игрушки для составления описательного рассказа и организации показа мини-театральных постановок; пособия для развитие дыхания, голоса; материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата; уголок «сказки» и «тихий уголок».
В раннем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.
Поэтому работа по развитию речи в группе второго раннего возраста строилась и проводилась с учетом диагностики и особенностей детей младшего дошкольного возраста. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.
Использование опорных рисунков в образовательной деятельности увлекает детей, превращая занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей в дошкольном возрасте, когда преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, для последующего его воспроизведения.
Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.
Мнемотехника – это системная работа, которая ведется поэтапно – по принципу от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже - к мнемотаблицам.
Начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка (например, к сказке «Курочка Ряба» - дед и бабка, курочка, яйцо, мышка). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стала вводить мнемодорожки. Разработала мнемодорожки к сказкам («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.), к стихотворениям А.Барто.
Методика работы с детьми с использованием метода мнемотехники:
1. Педагог выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам.
2. Затем еще раз читает с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу).
3. Педагог задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. В следующий раз педагог читает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу), привлекая ребёнка к совместному рассказыванию.
6. В последующем ребенок рассказывает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу) самостоятельно или с помощью педагога.
Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада, так и дома в совместной деятельности детей и родителей.
Для детей дошкольного возраста и детей младших классов чтение играет роль в изучении грамотности, русского языка. Чтение развивает внутреннюю речь, а значит, дает возможность маленькому человечку более осознанно познавать мир.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию мы с детьми проводим один раз в неделю, 10-15 минут. При проведении сказкотерапии использую в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация (учу продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев, например, дети поют песенку козлят, или будят лису).
Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Произнося речь от героя, ребенок не боится сказать, что-то неправильно, так как ошибку допустит герой, а не сам он (ребенок).
Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можете узнать о ребенке много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе.
С целью повышения компетентности родителей в сфере развития речи детей посредством игровых технологий, была проведена следующая работа:
- анкетирование «Речевое развитие детей»;
- выпустила буклеты, памятки «Играем - речь развиваем», «Сказкотерапия», «Играем на кухне - ребенка развиваем», «Факторы успешного речевого развития детей»;
- оформила папку – передвижку «Что такое МНЕМОТЕХНИКА?»;
- тематические вечера «Любимые сказки»;
- подготовила и провела педагогический тренинг: «Развиваем речь детей с помощью игровых технологий»;
- оформила фотовыставку «Развитие речи детей с помощью игровых технологий».
Результаты итоговой диагностики показали, что использование игровых технологий, значительно повысили уровень речевого развития детей. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.
Игровые, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования, и ФГОС дошкольного образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Список использованной литературы:
1.Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение. - 1997.
2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
3. Дьяченко О.М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....
консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей посредством конструктивно-модельной деятельности"
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей посредством конструктивно-модельной деятельности"...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситу...
Статья (консультация для воспитателей) Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
.Консультация для воспитателей«Развитие речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр»Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством иллюстративного и предметного материала"
Стоит отметить, что многие дети, пришедшие из детского сада в школу активно участвуют в беседе, однако редко рассказывают о чем-либо связно, испытывают затруднения при описании или рассуждении. Наблюд...