Комплекс артикуляционной гимнастики в старшей группе
картотека по развитию речи (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс для тренировки языка, губ, щек, нижней и верхней челюсти. Для оптимизации и улучшения полноценной работы артикуляционного аппарата, который активно работает во время произношения звуков правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikul_gimnastika_dlya_starsh_gruppy.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики в старшей группе
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.
• Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
• Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
• Упражнения выполняются ребенком поэтапно.
• Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
КОМПЛЕКС №1 (Сентябрь)
- Дыхательное упражнение.
«Вдыхаем аромат леса» Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
- Мимическое упражнение.
«Поздняя Осень» Поздняя Осень грустная, печальная.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли» Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
- Упражнения для губ и щек.
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Упражнения для языка.
«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Часики» Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
«Лягушка»
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
«Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Речевая зарядка.
«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
КОМПЛЕКС №2
- Работа над дыханием.
«Кораблик» Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
- Мимическое упражнение.
«Солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день» (Наше настроение. Показать, какое у вас настроение).
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Брусничка» Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
- Упражнения для щек.
«Голодный хомячок». Втянуть щеки. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- Упражнения для языка.
«Горка (Киска сердится)» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Катушка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
- Речевая зарядка.
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень
КОМПЛЕКС №3 (Октябрь)
- Работа над дыханием.
«Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
- Мимическое упражнение.
«Чистим и едим лук» От лука слезятся глаза. Он горький.
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.
«Стучит швейная машинка» Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
- Упражнения для губ.
«Застегивание и расстегивание молнии» Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)
«Большие пуговицы, и маленькие пуговки» Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
- Упражнения для языка.
«Чьи зубы чище?»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание! Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Шитье на разных швейных машинках» Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
«Строчка» Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
- Речевая зарядка.
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!
КОМПЛЕКС №4
- Работа над дыханием.
«Дуем на горячий чай» Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).
- Мимически е упражнения.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Жуем твердую морковь» Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
- Упражнения для губ и щек.
«Щечки-яблочки» Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячет сливу за щеку» Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
«Круглая виноградинка» Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
«Банан»Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
- Упражнения для языка.
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Маляр»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание! Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Дует ветерок»
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
- Речевая зарядка.
«Маша и Даша в саду» Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
КОМПЛЕКС №5 (Ноябрь)
- Работа над дыханием.
«Листопад» Перед ребёнком на столе выкладывают листочки. Красные, оранжевые, жёлтые листья падают с деревьев. Подул ветер и разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!"
- Мимическое упражнение.
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Стручок фасоли» Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
- Упражнения для губ и щек.
«Хомячок-толстячок» Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
- Упражнения для языка.
«Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Речевая зарядка.
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная
Просто объеденье -
Ням-ням-ням-ням.
КОМПЛЕКС № 6
- Работа над дыханием.
«Вдох и выдох носом» Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.
- Мимическое упражнение.
«Огородное пугало» Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
- Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.
«Сорвали и попробовали айву» Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
- Упражнение для губ и щек.
«Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Надувание щек поочередно.
«Заборчик» Губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
«Улыбка» Растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.
- Упражнение для языка.
«Горка» Выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами
«Лошадка» Щелкать языком.
«Футбол», («Спрячь конфетку») Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у".
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Колья забора острые — вот такие» Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
- Речевая зарядка.
«Вьюга» Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал. от вьюги: «М-м-м-м-
м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
КОМПЛЕКС № 7 (Декабрь)
- Работа над дыханием.
«Вдох носом» Повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша. Вдох носом, выдох ртом.
- Мимическое упражнение.
«Увидели гриб-сморчок» Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу»
«Брусничка» Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
- Упражнения для губ и щек.
«Уточка» Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
«Щечки-яблочки» Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячем сливу за щеку» Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
«Круглая виноградинка» Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
«Банан» Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
- Упражнения для языка.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
«Мелькает беличий хвостик» Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
«Горка» («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка
- Речевая гимнастика.
«Разговоры фруктов» Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-
пто, пта-пту-пты».
Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»
КОМПЛЕКС№ 8
- Работа над дыханием.
Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.
- Мимическое упражнение.
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
- Упражнения для губ и щек.
«Кувшины с узким и широким горлышком» Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
«Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
- Упражнения для языка.
«Язычок-листок прикрыл яблочка бочок» Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
«Бублик», «Рупор» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Грибок» Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Почистить зубы» Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Индюк»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
- Речевая зарядка.
Развитие интонационной выразительности речи
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
КОМПЛЕКС №9 (Январь)
- Упражнения на дыхание.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук у-у-у-у-у на одном выдохе.
- Мимические упражнения.
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
- Упражнения для щек и губ.
«Снеговики радуются снегу и морозу» Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
«Грустные снеговики весной» Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- Упражнения для языка.
«Зеленый дятел прощается с соловьем» Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
«Клюв аиста»
Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
«Чьи зубы чище?»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание! Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
- Речевая зарядка.
Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. —
Пейте чай, вода вскипела (Самовар)
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.
КОМПЛЕКС № 10
- Упражнение на дыхание.
Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик — ямочка».
Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.
- Мимическое упражнение.
«Изобрази грустных аистов» Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Жуем твердую морковь»
Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой» Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
— Покажите, как грызет морковку зайка.
- Упражнения для губ и щек.
«Широкая труба» Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
«Сытый хомячок» Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Голодный хомячок. Втянуть щеки.
- Упражнения для языка.
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок» Згнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
«Дует ветерок»
Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами
и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
«Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
- Речевая зарядка.
«Мороз колдует»
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
КОМПЛЕКС № 11 (Февраль)
- Работа над дыханием.
Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».
- Мимические упражнения.
«Поднялся шторм» Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.
- Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
«Птенчики глотают пищу» Сглатывание слюны.
- Упражнения для губ и щек.
«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу» Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
«Дуем на горячий чай» Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пятачок» Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Упражнения для языка
«Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
«Лошадка едет тихо»
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л».
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. Кончик языка не должен загибаться внутрь. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
- Речевая зарядка.
Под окошком - блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, бллл!» - предлагают.
КОМПЛЕКС № 12
- Работа над дыханием.
формирование длительного плавного выдоха, «Подуй на султанчики». Использовать султанчики для игр с ветром.
- Мимическое упражнение.
«Коза в огороде» Изобразить хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Показать, как рассердилась хозяйка на козу. Изобразить страшное огородное пугало, показать, как его испугались вороны.
- Упражнения для губ и щек.
«Кит-бутылконос и косатка» Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос, губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
«Бублик», «Рупор» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Недовольная лошадка» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
«Рот закрыт» Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
- Упражнения для языка.
«Иголочка», («Стрелочка», «Жало») Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Лошадка»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
«Барабанщик» Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
«Розовая кошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.
- Речевая зарядка.
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционной гимнастики (вторая младшая группа)
Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)...
Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе
Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе Что важно знать, работая с детьми над развитием...
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год....
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ(ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизноше...
Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков
Правила проведения артикуляционной гимнастики. 1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом...
Комплекс артикуляционной гимнастики в средней группе
Одним из важнейших средств социализации является речь. Но способность разговаривать не даётся с рождения. Требуется время, чтобы малыш в полной мере овладел этим умением. А родители и педколлектив дош...
Комплекс артикуляционной гимнастики для всех групп звуков.
Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Артикуляционна...